Черный квадрат Малевича – шедевр или шутка мастера?

Черный квадрат Малевича

В разделе "Загадки истории" Вы можете познакомиться с одной из самых странных и необычных картин двадцатого века, споры вокруг которой не затихают вот уже сто лет. То превознося на пьедестал успеха, то бросая в пропасть забвения, человеческое общество никак не найдет точку опоры в окончательном решении этого вопроса - что же это такое - шарлатанство или шедевр? Картина Казимира Малевича "Черный квадрат" еще долго будет будоражить воображение знатоков живописи, критиков, знаменитых художников и простых обывателей...

Продолжение. Стр. 2


Вот некоторые этапы его стремительной карьеры:


- Май 1917-го -  Малевич избирается  в Московский совет Союза художников-живописцев
- август 1917-го -  председатель Художественной секции Московского совета солдатских депутатов.
- октябрь 1917-го - председатель общества «Бубновый валет».
- ноябрь 1917-го - комиссар по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. Активно существуя в общественной жизни он в этом же году выступает с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература», где решительно поддерживает все новые формы изобразительного искусства.
- 1919 год – переезжает в Витебск, где возглавляет мастерскую «нового революционного образца» в Народном художественном училище, возглавляемого в то время Марком Шагалом.
В Москве открывается первая его ретроспективная  выставка «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».
- 1922 год Малевич закончивает работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».


Дальнейший карьерный рост К.Малевича в рамках этой статьи мы рассматривать не будем, т.к. наша задача совсем другая – понять внутренний мир художника на момент написания «черного квадрата» и вернемся непосредственно к картине.


В многочисленных интервью он утверждал, что самая главная работа в его жизни это «черный квадрат». В нее он вкладывал необыкновенные, почти мистические сочетания символов и пропорций (черный квадрат – «знак экономии»; белый – «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни» и т.д.). Со временем необыкновенные свойства произведения, по его словам, только усиливались.


Реакция критики на скандальную картину была неоднозначной.

 

Однако сразу появились отзывы, которые утверждали, что «Черный квадрат» — современная альтернатива традиционным иконам, свидетельствующая о поиске новой религии, о некотором хаосе современности. Сам художник утверждал, что «Черный квадрат» — символ завершения искусства, его вершины и в то же время конца. Действительно, картина изображает загадочную бездну, которая как бы затягивает зрителя и оставляет безграничный простор для фантазий.


Малевич пишет Матюшину провидческие письма: «Рисунок этот будет иметь большое значение в живописи. То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды»; «Занавес представляет собой черный квадрат, зародыш всех возможностей — в своем развитии он приобретает устрашающую силу»


На самого мастера «черный квадрат» действовал как откровение. С его слов, он мог часами смотреть на него, и тогда перед ним отрывался «смысл бытия» - целая вселенная, недоступная обычному человеку. Картина помогала ему «постичь себя и свое творчество».  


«Черный квадрат» был не единственной картиной подобного рода, а был лишь одной из супрематических картин. Среди них были, также, полотна «Белый квадрат на белом», «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».

 

Красный квадрат Малевича
Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях. 1915


Абсолютному большинству посетителей выставок авангардистов 1910-х годов  произведения Малевича и других представителей этого направления казались непонятными и непривычными. Не все были готовы понять язык нового направления искусства – революционный и отрицающий старые каноны - суперматизм.


Картины его казались нелогичными, чересчур вызывающими, насыщенными парадоксами и потому тупиковым ответвлением от настоящего искусства. В них виделась угроза настоящему классическому искусству.


Профессиональная среда, так же, была разделена. Известные и работающие в стиле старой школы художники не могли принять такого «искусства», а один известный художественный критик того времени говорил, что «автором «Черного квадрата» мог бы стать любой: хоть дитя несмысшленое, хоть просто марающий бумагу бездельник».

 


 

Было «сломано много копий», но время, похоже, расставило все по своим местам. Произведения Малевича занимают достойное место в мировом искусстве, пусть даже это место и не в первых рядах, а именитые музеи мирового уровня стремятся заполучить его картины.


Успех своего суперматизма и, как венца своего творения «Черного квадрата» К.Малевич не увидел.

Как часто это бывает популярность к художнику приходит только после его смерти, но вплоть до конца жизни он верил, что его лучшее полотно  еще оценят потомки.


На рубеже 20-30-х годов Малевич вновь обращается к фигуративной живописи. Он снова начинает изображать на своих работах людей. А одной из наиболее известной его работой  данного типа является автопортрет, написанный им в 1933 году.


Автопортрет Казимира Малевича
Автопортрет. 1933


В правом нижнем углу автопортрета Малевич оставляет еле заметный значок черного квадрата - крохотную иконку — в напоминание о цели всего своего творчества, к которой он теперь физически приблизился вплотную.


Его жизнь закончилась 15 мая 1935 года. Малевич умер у себя дома, в Ленинграде.

К похоронам, согласно завещанию художника,  подготовили супрематический гроб в виде креста с раскинутыми руками.

В нем его перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории.  Во время передвижения на автомобиле, на котором перевозили тело, к нему был прикреплен символический «Черный квадрат».

 

21 мая прах художника был похоронен под его любимым дубом у деревни Немчиновка.


Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, а на дубе прикрепили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878—1935)».


В войну 1941—1945 годов могила Малевича исчезла…

 


 

Творчество Малевича и его самой знаменитой картины  как символический и исторический объект, очень точно  описал В.  Хлебников: " Перед нами — «взорванная художественная заповедь», напоминание о том, что любой мир и даже мир искусства проходит через рождение и смерть. Напоминание, раз и навсегда ставшее благодаря Малевичу бессмертным."

 

P.S.
«Черный квадрат» разделил общество на две части – за и против. К какой из них относитесь Вы – решать только Вам!

 

 


 

 



Отзывы (51)

Вы просматриваете: do_hud_art_mal2_2.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
ФАНТАСТ
Я заканчиваю книгу об АТЛАНТИДЕ Фабула сюжета в том что цивилизация погибла из-за критики черного квадрата
13-09-21 16:27
ФИЛОЛОГ
Слова "малевать" "маляр" "маляки-каляки"происходят от слова "малевич
13-09-21 15:32
ВЛАДИМИР ВОЛЬФОВИЧ
Суперматизьм-однозначно идиотизм!
13-09-21 13:52
МАНЯ КЯН
В Маскве все вакруг только и говорят:Черный квадрат черный квадрат! В Третьяковке припомнмлась мне родная дяревня .Там при весенней распутице такая же черная грязь как на том квадрате
13-09-21 13:29
СОСЕД
У меня сосед-алкоголик с вяло текущей шизофренией.Вместо иконы у него-Черный квадрат.Через него он общается с космосом.
11-09-21 19:33
учитель рисования
Я учу своих учеников на примере великих гениев средневековья и реализма и обьясняю что суперматизм модернизм и авангардизм --это издевательство агрессивных ограниченных людей,откровенная насмешка над истинным искусством
11-09-21 18:05
ЗЮГАНОВ
ЖИРИНОВСКИЙ НАМ НЕ БРАТ:ОН И В Эрмитаже и в Третьяковке плевал на черненький квадрат
13-09-21 14:12
НИКАС САФРОНОВ
Все легко обьяснить.Есть люди ,которым очень хочется рисовать,но абсолютно нет способностей к этому.К таким относился и Малевич.Друзья успешно разрекламировали а легковерные люди поверили что это шедевр
11-09-21 15:39
ОКСАНА КОПЕНКИНА-веронике
А,ну тогда все понятно.
11-09-21 15:24
САТИРИК-ВЕРОНИКЕ
Стыдно должно быть вам и подобным вам!
11-09-21 15:20
ВЕРОНИКА
Как-вы не понимаете-я живу только ради ЧЕРНОГО КВАДРАТА! Малевич-мой бог!Больше у меня ничего в жизни нет.
11-09-21 15:17
ПОЭТ-ИСТОРИКУ
Все древние цивилизации и все империи распадались только из-за критики черного квадрата!!!
11-09-21 15:11
РАБОТЯГА
Нам хлеба не надо,нам солнца не надо,нам Черный квадрат давай!!!
11-09-21 15:07
ИСТОРИК
А я и не знал,что СССР распался из-за критики Черного квадрата
11-09-21 15:00
Гость
Если малевич-это искусство- то я тогда-ПАПА РИМСКИЙ.
11-09-21 14:55
ОКСАНА-ВЕРОНИКЕ
Прямо-таки весь мир!!!Таких ограниченных почитателей-лицемеров единицы. Не считая шизофреников-но они в этом не виноваты.Просто когда-то шизофреники договорились считать черный квадрат шедевром.А ведь малевич не тянет даже на маляра.Слишком большая честь считать большое пустое черное пятно искусством.Искусство-это нечто другое.Это РЕМБРАНТ РУБЕНС ГОЙЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО ЛЕОНАРДО и другие действительно величайшие мастера.Не оскверняйте их память черной грязью черного квадрата.
11-09-21 14:51
Вероника
Вот так и заканчиваются цивилизации — когда ограниченные люди осмеливаются критиковать всеми признанные шедевры, которые вот уже сто лет почитаются всеми ценителями живописи.
Вам должно быть стыдно за издевательства над великим художником и его произведением!
10-09-21 20:03
АКАДЕМИК--ВЕРОНИКЕ
Что у Вас с глазами?Где Вы увидели живопись?Живопись-это Айвазовский,Cеров,Рубенс,ГОЙЯ И Другие великие мастера.А Малевич-это халтурщик-ремесленник,неудачник с больной психикой.Знаете ли Вы,что он несколько раз лечился в психбольнице?Супрематизм-это пародия и насмешка над живописью!
13-09-21 15:16
ОКСАНА КОПЕНКИНА
Я советую врагам Малевича не обливать грязью великолепный не срав ненный шедевр Черный квадрат,а направить свои силы и энергию на поиски ЛСД,гашиша или травки .Ширнувшись или курнув,они оценят истинную красоту и глубочайший смысл этого черного пятна.
10-09-21 17:38
ИСТОРИК
Есть свидетельства,что и Ленин,и Сталин ,и Мао Цзе Дун перед принятием важных решений подолгу медитировали перед копиями Черного квадрата!
10-09-21 17:23
Страница 2 из 3

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
24 x 2
 
Введите ответ: