Контактная импровизация – это танец радости и спонтанной игры пространства, в котором участвуют двое и более людей, где сам танцор, его партнер и их взаимодействие становятся одним целым – проявляющим себя в бесконечном многообразии форм и различных вариаций взаимодействия партнеров. Где каждый естественным образом начинает переживать открытость, бесстрашие, радость, а также наслаждаться свежестью и новизной каждого момента.
Контактный танец — танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнёром. Танцующие тела перемещаются, перекатываются, сталкиваются и отскакивают, балансируют и перелетают друг через друга. В нем мы видим чувственность вальса и танго в сочетании с естественностью, простотой игры и самозабвенным полетом. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца, учит тело принимать решения в данном моменте. Быть «здесь-и-сейчас». Учит доверять пространству и партнеру, чувствовать и слушать, взаимодействовать на чисто физическом уровне.
Два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный диалог , сконцентрировав внимание на тончайших изменениях и переносах веса и инерции — своих и партнёра, — на поиске взаимной опоры и баланса. Они импровизируют, общаясь на языке прикосновений, вращаются, взлетают и прыгают друг на друга, сохраняя мягкость и бережное отношение друг к другу, чутко прислушиваясь к настрою партнёра. Они не знают заранее, куда приведёт их движение. Важно не обдумывать свой танец, но исследовать с партнёром возможности совместного творчества, и получая от этого удовольствие.
Контактная импровизация поможет вам увидеть все то, чего вы не могли заметить раньше – ваши духовные, эмоциональные и физические возможности.
Танец "контактная импровизация" (Contact Improvisation) возник в начале 1970-х годов в США. Он был создан группой танцовщиков и хореографов, включая Стивена Пакстона (Steve Paxton), некоторые элементы которого основывались на экспериментах, проведенных в Чикаго Лабораторией движения (Movement Research Laboratory) в 1972 году.
В контактной импровизации нет жестких правил или заданных хореографий. Танцоры используют вес, баланс, гравитацию, инерцию и другие физические принципы для создания органических и спонтанных движений. Они могут перемещаться в пространстве, менять уровни и динамику, исследовать вращения, совместные движения и партнерский контакт.
Контактная импровизация стала популярной формой выражения для танцовщиков и хореографов, которые интересуются исследованием взаимодействия тела, физической коммуникацией и созданием моментов спонтанности. Она также находит применение в образовательных программах, в том числе в учебных заведениях и семинарах, где участники могут изучать и развивать свои навыки в контактной импровизации.
С течением времени контактная импровизация распространилась по всему миру, и существуют многочисленные сообщества и фестивали, посвященные этому танцевальному стилю. Она продолжает развиваться и включать в себя влияния из других форм танца и движения, подчеркивая исследование физической связи, эмоционального выражения и творчества.
Контактную импровизацию танцуют в форме перформанса или в форме социального танца. Часто последнее происходит в форме «джемов» (англ. jam), где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент. Старейший еженедельный джем проходит в Торонто, на 2009 год он длится уже 33 года.
Контактная импровизация чаще всего практикуется в форме дуэта, хотя может происходить и с одновременным контактом нескольких человек, или в форме соло (используя пол, стены, стулья). В преподавании контактной импровизации используются также смежные техники, такие как: метод Фельденкрайза, body-mindcentering, йога.
В России состоялось четыре «Международных фестиваля контактной импровизации и перформанса».