Балет Романтический

XIX век был периодом больших изменений в обществе, и это отразилось в балете, где произошёл переход к романтическому балету.  Критика нового образа жизни, намеченная у сентименталистов, приняла у романтиков форму разлада мечты и действительности. Реальному миру они противопоставили мир фантастики и экзотики.

 

Балет эпохи романтизма

Идеи романтизма 18-19 веков распространялись во всех видах искусства и по всему миру. Балетный романтизм достиг больших успехов во Франции, где высока была техника танца, особенно женского.

Романтизм (romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах.

Первым романтическим балетмейстером стал Филипп Тальони, поставивший балеты Сильфида (1832) и Дева Дуная (1838) со своей дочерью Марией Тальони в главной роли. Хореографами романтизма были также Жан Коралли (1779–1854), Жюль Перро и Артюр Сен-Леон.  Героинями балетов стали сильфиды и лесные духи виллисы, персонажи кельтского и германского фольклора. А облик танцовщицы в белом тюнике, воплощавший неземное существо с веночком на голове и крылышками за спиной, придумали французские художники-костюмеры И.Леконт, Э.Лами, П.Лормье.

 

Романтический балет

 

Позднее возник термин «белого», «белотюникового» балета. Белый цвет – цвет абсолюта, «белый балет» выражал романтическую тоску по идеалу, балерина в арабеске стала его графической формулой. Поднялась роль кордебалетного танца, в единое целое слились танец и пантомима, сольный, кордебалетный и ансамблевый танец. Благодаря развитию пальцевой техники новым танцевальным стилем стала воздушная полетность движений. 

Романтический балет в большей степени опирался на литературный первоисточник (Эсмеральда, 1844, по В.Гюго, Корсар, 1856 по Дж.Г.Байрону), Катарина, дочь разбойника, Ц.Пуни, 1846). Повысилась роль музыки, которая стала авторской, прежде балетная музыка часто была сборной, она служила фоном и ритмическим сопровождением танца, создавала настроение спектакля. Балетная музыка романтизма сама творила драматургию и давала образные музыкальные характеристики героям. 
Вершиной романтического балета стала Жизель (1841), поставленная на сцене Парижской оперы Ж.Коралли и Ж.Перро по либретто Т.Готье на музыку А.Адана. Яркие представители романтического балета это «Сильфида» и «Жизель». Эти балеты передавались от поколения к поколению, и задачей постановщиков с репетиторами было точнейшее сохранение хореографии.

 

Балет "Сильфида" - В основе балета лежит история любви. Действие разворачивается в Шотландии, в одном из старинных замков. Перед своей свадьбой Джеймс встречает лесную нимфу – Сильфиду. Юноша заворожен видом феи, он пытается ее поймать, но безуспешно. Соперник жениха, Гурн, догадывается, что Джеймс увлечен другой женщиной, да и сама невеста Эффи замечает, что его мысли далеки от реальности и устремлены они не к ней. Далее события развиваются не в пользу жениха. Появляется колдунья, которая проклинает Джеймса, делая его мечту дотронуться до Сильфиды несбыточной. Исход этой истории трагический: молодой человек касается руки прекрасной нимфы и та умирает. И только так Джеймс осознал, что гонясь за призрачной мечтой, он потерял свое настоящее счастье – невесту Эффи.

 

В Жизели достигнуто единство музыки, пантомимы и танца. Помимо пантомимы, действие спектакля развивали музыкальные и хореографические лейтмотивы, интонационная выразительность мелодии давала героям музыкальные характеристики. Адан начал процесс симфонизации балетной музыки, обогащения ее арсеналом выразительных средств, присущих симфонической музыке. 

 

Балет "Жизель" - В основе произведения «Жизель» Адольфа Адана лежит древняя славянская легенда о виллисах - погибших молодых незамужних девушках, преданных своими возлюбленными. Отныне они вынуждены мстить за себя, по ночам убивая молодых мужчин, увлекая их в свои танцы.


М.Тальони и Ф.Эльслер – крупнейшие представительницы и соперницы романтического балета. Их индивидуальности соответствуют двум ветвям романтизма: иррациональной (фантастической) и героико-экзотической. Итальянка Мария Тальони представляла первое направление, ее Сильфида стала символом романтического балета, ее танец обладал грацией, полетностью и поэзией.

Танец австрийской балерины Фанни Эльслер характеризовали темперамент, стремительность, виртуозность, она представляла героико-экзотическое направление романтического балета. Будучи характерной танцовщицей, исполняла испанский танец качуча, польский краковяк, итальянскую тарантеллу.

Другие выдающиеся танцовщицы романтизма: Карлотта Гризи, Фанни Черрито (1817–1909), Люсиль Гран (1819–1907). Гризи, первая исполнительница партии Жизели, прославилась также исполнением главной роли в балете Ц.Пуни Эсмеральда. В 1845 Перро сочинил знаменитый дивертисмент Па де катр (музыка Ц.Пуни), где одновременно выступали Тальони, Эльслер, Гризи, Черрито. 

 

Датский романтический балет

Особняком в истории балетного романтизма стоит его датское ответвление, особенно в творчестве Августа Бурнонвиля. В 1836 он создал свою версию Сильфиды на музыку Х.С.Левеншельда. Датский романтический балет (стиль «бидермайера» на фоне романтизма) – более земное и камерное направление с фольклорными мотивами, где большую роль играет пантомима и больше внимания уделено мужскому танцу, меньше пользуются пальцевой техникой, а женские роли второстепенны. Эти особенности характерны и для датского балета настоящего времени.

В 1830 Бурновиль возглавил труппу Копенгагенского Королевского театра и на протяжении 50 лет создал множество балетов. Его техника мужского танца остается одной из ведущих в Европе. Считается, что короткий период романтизма стал лучшим периодом всей истории европейского балета. Если прежде символом балета была Терпсихора, то с эпохи романтизма им стала Сильфида, Виллиса.

 

Дольше всего балетный романтизм существовал в России (лебединые сцены в Лебедином озере и танец снежных хлопьев в Щелкунчике Л.Иванова, "акт теней" в Баядерке, Дочери Фараона и Раймонде М.Петипа). На рубеже 19–20 вв. новое рождение романтизм получил в Шопениане М.М.Фокина. Это был романтизм уже другой эпохи импрессионизма. Жанр романтического балета сохранился и во второй половине 20 в. ("Листья вянут" Э.Тюдора на музыку А. Дворжака, "Танцы на вечеринках" Дж. Роббинса на музыку Ф. Шопена). 

Сцена из романтического балета 19-го века

 

Основные отличия романтического балета

Романтический балет отличается особым эстетическим подходом и включает в себя несколько характеристик, которые делают его уникальным:

  • Лирическая сюжетная линия: Романтические балеты обычно имеют лирическую и часто фантастическую сюжетную линию, связанную с любовью, мечтами, природой и мистикой. Часто в центре сюжета находится романтическая история между главными персонажами.
  • Главные герои: Типичными персонажами в романтическом балете являются прекрасная молодая девушка и ее мужественный кавалер. Часто один из них представляет духовный мир или мифический мир, а другой - мир реальности.
  • Акцент на технике и выразительности: Романтические балеты предполагают высокий уровень техники и грации исполнения. Танцоры стремятся достичь максимальной легкости и невесомости в своих движениях. Отдельное внимание уделяется выразительности и эмоциональной передаче сюжета через танец.
  • Феи и духи: В романтическом балете часто присутствуют персонажи из мира фантазии, такие как феи, духи, волшебники или другие мифические существа. Эти персонажи придают спектаклю элементы магии и таинственности.
  • Костюмы и декорации: Костюмы в романтическом балете обычно легкие, воздушные и изящные, чтобы подчеркнуть грацию движений танцоров. Декорации часто мистические и романтичные, с использованием эффектов иллюзии и фантазии.
  • Музыка: Музыкальное сопровождение романтического балета обычно очень мелодичное и эмоциональное. Известные композиторы, такие как Петер Ильич Чайковский, Адольф Адан и Людвиг Минкус, написали музыку для многих знаменитых романтических балетов.
  • Символизм и метафоры: Романтический балет часто использует символы и метафоры, чтобы передать более глубокие смыслы и идеи. Танец становится средством выражения не только сюжета, но и душевных переживаний героев.
Примеры классических романтических балетов включают "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского, "Жизель" Адольфа Адана, "Коппелия" Лео Делиба и другие. Эти балеты до сих пор пользуются огромной популярностью и олицетворяют красоту и романтику классического балета.

 

Дополительно по теме:

 

 



 

 



Отзывы (2)

Вы просматриваете: do_dance_bal_rom.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Вика
Smileспасибо
30-01-16 7:32
Маржана
Smile спасибо
12-10-14 16:16
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
8 + 24
 
Введите ответ: