Классический балет – сюжетный танец, где танцоры всегда посредством танца рассказывают некую историю. Классический многоактный балет традиционно посвящен мифам, сказкам, историческим темам. Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
* На видео: эпизод из балета "Лебединое озеро" — "Танец маленьких лебедей"
Классический балет - это одна из основных форм балетного искусства, характеризующаяся строгой, утонченной техникой и элегантным стилем исполнения. Этот танцевальный жанр имеет длинную и богатую историю, которая началась в Италии в XV веке и была развита и систематизирована во Франции в XVII веке.
Классический балет - это выдающийся искусство, которое привлекает публику своей красотой, грацией и эмоциональной силой. Танцоры классического балета отражают многие годы упорного труда и отдачи, чтобы достичь совершенства в своем исполнении и восхитить зрителей своим мастерством.
Термин «Классический балет» служит преимущественно для обозначения европейского балета, сложившегося на протяжении XVI-XIX веков. Классический Балет - это, прежде всего высшая ступень хореографии (от греческого choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально - сценического представления. Термин «Балет» распространяется как на многоактные спектакли, так и на одноактные миниатюры, отдельные танцевальные сцены, входящие в оперы.
В балете исторически выработались различные музыкально-хореографические формы:
Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами балета, в числе которых:
балерина и первый танцовщик,
солисты,
корифеи,
кордебалет.
Слово Корифей пришло к нам из греческого языка – это руководитель хора в древнегреческой трагедии. Основная функция корифея – это коммуникация, сообщение между актерами и хором. Корифей в балете - это артист, который является лидером кордебалета, исполняет в спектакле солирующую партию.
Балет многообразен:
По жанру балет может быть:
XX век принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет ("Современный балет")
Классический балет — система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке. Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности.
В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ. Самобытность русского исполнительства, соединившего достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.
экзерсис y станка;
Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.
Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.
Танцевальный класс Эдгара Дега, 1872 год.
В начале, как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере, заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать.
Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.
Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.
Русский балет отличается от других балетных традиций своим уникальным стилем, вкладом в развитие балетного искусства, а также знаменитыми хореографами и балеринами, которые внесли огромный вклад в его развитие.
В целом, русский балет имеет богатую историю, славится своим уникальным стилем и оставил неперечислимый вклад в развитие балетного искусства в мире.
Балетная лексика и названия балетных pas пишутся на французском языке. В старинном балете термины часто отражали какой-либо образ, например: движение кошки (фр. pasdechat), рыбки (фр. pasdepoisson), ножниц (фр. pasdeciseaux) и другие.
Известны такие слова и значения, как Pasdedeux, балерина, артисты и солисты балета, пачка, пуанты, элевация, а также батманы (фр. battements — биения) — базисного движения в классическом танце во множестве форм, начиная с battements tendus.
Часто можно услышать, что танцоров балета называют "балерун". На самом деле это неправильно. Как следует называть?
Мужчину в балете можно называть:
Женщину в балете называют:
Неправильные названия:
Важно:
Примеры:
В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии.
В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически совершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки. К примеру, балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.
Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора». В XVIII — XIX веках артист мог быть одновременно актёром и танцовщиком, так как особого развития физических возможностей не требовалось.
В конце XIX века и в начале XX века театральные школы разделились, но в репертуаре многих театров одновременно были драмы, балетные дивертисментные отделения и оперетты. Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Ярославич Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableauxvivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский в первую очередь был художником.
«Музыкально ожившие» картины родились из серии «заграничных» рисунков Виктора Гартмана, увиденных в 1874 году на выставке Модестом Мусоргским, который в память о друге написал для фортепиано знаменитую сюиту — серию музыкальных картин — «Картинки с выставки», изданную в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и многократно оркестрованную.
Известный балетный номер «Баба Яга», поставленный Леонидом Якобсоном на оркестрованный музыкальный номер М. П. Мусоргского, стал неотъемлемым эстетическим нюансом всех концертных программ. «Танцевально ожили» «Картинки с выставки» и в 1963 году, когда Ф. В. Лопухов поставил балет на сцене театра Станиславского.