Программа соревнований может включать:
- стандартный вид: вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп;
- латиноамериканский вид: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв;
- вид комбинация: стандарт + латина.
Примечание:
Надо обратить Ваше внимание, что нарушение этой последовательности танцев на соревнованиях считается не правильным. Надо строго соблюдать данный порядок.
В соответствии с нормативными разрядными требованиями, изложенными в Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК) спортсмены-танцоры подразделяются на следующие спортивные разряды:
- Начинающие спортсмены
- 3-й юношеский разряд (с 7 до 15 лет);
- 2-й юношеский разряд (с 7 до 15 лет), 3-й разряд (с 16 лет);
- 1-й юношеский разряд (с 7 до 15 лет), 2-й разряд (с 16 лет);
- 1-й разряд (с 12 лет);
- Кандидат в мастера спорта (с 14 лет)
- Мастер спорта (с 16 лет)
Для каждого разряда предусмотрены определенные требования по части исполняемой программы танцев, их элементов, фигур, а также, необходимые минимальные требования к костюмам участников.
Юные танцоры, выступающие по программе сложности хобби-класса могут исполнять танцы для общего развития, предусмотренные организатором соревнований.
Начинающие взрослые танцоры и юные спортсмены исполняют программу сложности "Е" класса.: вальс, танго, квикстеп в стандарте; ча-ча-ча, румба, джайв в латине.
Танцоры 3-го юношеского разряда и начинающие взрослые спортсмены исполняют программу сложности "Д" класса. Из программы для этой категории танцоров исключены венский вальс и пасодобль. Все остальные участники более высоких разрядов исполняют полные программы по спортивным танцам в соответствии с существующей спортивно-танцевальной классификацией фигур.
Все соревнования в указанных группах проходят по отдельным видам спортивных танцев. Для спортсменов 1-го юношеского разряда, 2-го разряда и выше могут проводиться соревнования по 10 разным танцам.
Примечание:
Если пара, ранее выступила по более высокой программе сложности, то она не имеет право далее выступать в турнирах разрядом ниже в текущем танцевальном сезоне (исключение составляют соревнования по возрастам).
Международная система оценки выступления танцоров и основные правила судейства на соревнованиях
- В сферу задач арбитров на соревнованиях входит всестороняя и полноценная оценка исполнительского мастерства различных спортивных танцевальных пар по отношению друг к другу путем сравнения их выступлений по определенному ряду параметров.
- В соответствии с международными правилами сравнение исполнительского мастерства танцевальных пар проводится по следующим параметрам:
- Темп и основной ритм ("музыкальность" - оценка музыкальности исполнения в пределах каждого такта).
- Линии корпуса (правильно поставленные элегантные и красивые линии пары, соответствующие характеру стилизованного конкурсного танца). Оценки по каждой из линий равнозначны. Судья оценивает правильность постановки и расположения :
- линии рук,
- линии спины,
- линии плеч,
- линии бедер (положение таза),
- линии ног,
- линии головы и шеи,
- левой и правой боковой линии
Движение ("динамика" — слитное исполнение фигур, динамика движения, соответствующая характеру исполняемого танца). Судья определяет, выполняется ли танцевальное движение в соответствии с характером танца, оценивает приемы подъемов и опускания, свинг и равновесие пары (баланс) в процессе испонения танца.
Достаточно большой свинг оправдывает возможность добавления оценки только в том случае, если совершенные движения красиво совершаются и контролируются танцорами, соблюдается при этом уверенное равновесие.
Красота латиноамериканских танцов оценивается в правильных и красивых движенияе бедер, характерных для каждого конкретного танца.
- Ритмическая интерпретация (четкая выразительность внутри такта, эмоциональная отзывчивость на музыку, артистичность). Оценка данного параметра показывает степень хореографических способностей и музыкальность танцевальной пары во время исполнения танца.
- Работа стопы ("техника" — точное исполнение фигур: направление движения ног по отношению к корпусу в различных позициях, работа стопы). Судья оценивает степень правильности работы всей плоскости стопы, носка и пятки, поз и движений, закрытость позиции стоп, а также выразительность и контролируемость движения ног.
- Главный из названных критериев судейской оценки - темп и основной ритм.
Если выступающая пара неоднократно совершает ошибки в темпе и в основном ритме, она не может получить хорошей оценки данном танце.
Критерии 2-5 обладают одинаковой силой, то есть ни один из них не может иметь преимуществ перед другими. Ошибки в темпе и основном ритме не могут быть компенсированы отсутствием ошибок по другим критериям
- Оценка исполнения танца начинается с занятием танцевальной парой исходной позицией и заканчивается с последним тактом музыкального сопровождения, то есть судья имеет право выносить свое суждение и, если необходимо, изменить его только во время исполнения танца.
- Если пара прекратила исполнение танца раньше времени, то ей проставляется нижняя оценка за этот танец.
- Судья оценивает исполнение парами только данного танца.
- Судья должет быть абсолютно беспристрастен к соревнующимся парам и на его суждение о качестве исполнения не долны влиять такие субъективные факторы, как известность танцоров, их предыдущие достижения и награды.