Ча-ча-ча (исп. cha cha cha) — музыкальный стиль и танец Кубы, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран.
Ча-ча-ча возник в процессе эволюции и экспериментов кубинского композитора Энрике Хоррина (Enrique Jorrin, 1926-1987) с Дансоном. Хоррин хотел, чтобы это был средний ритм, легко узнаваемый и не очень лихорадочный. Его ча-ча-ча возникло из идеи, что это должна быть музыка, созданная специально для общего танцевания, а не только для слушания или для избранных ценителей (или "элитных танцоров"). В молодые годы единственное, что сочинял Хоррин были Дансоны, в которых вначале соблюдались все каноны жанра, но затем постепенно стали допускаться небольшие изменения, которые всё более приближали Данзон к Ча-ча-ча. Хоррин играл в Оркестре «Арканьо», который как большинство оркестров, отказались к тому времени от певцов, Дансона и Ритмо Нуево или Мамбо, которые исполнялись только при помощи музыкальных инструментов.
Хоррин ввёл использование трио певцов, которые пели в унисон тему композиции, придавая этот характерный тон новому жанру. Энрике Хоррин (Enrique Jorrin) первоначально назвал свой эксперимент Неодансон (Neodanzon). Это было явно не привлекательное название, но оно говорит о том, что композитор думал о своём новом творении. То, что сочинял Хоррин, по его словам, было не что иное, как Дансон, который его творчество изменяло.
В 1951 году Хоррин начал играть в Оркестре «Америка» в Гаване. В 1953 молодой композитор написал произведение «La enganadora» (Обманщица) с новым ритмом, который он определяет как Мамбо-румба.
Новая песня произвела фурор, и этот момент считается рождение ча-ча-ча как таковой. Хоррин создаёт собственный оркестр и едет в Мексику со своим Ча-ча-ча, чтобы последовать примеру Переса Прадо (Perez Prado). Танец быстро стал популярным, и в начале 50-х распространился в танц-залах Америки. К 1956 году, танец ча-ча-ча стал более популярным, чем мамбо. В отличие от мамбо (mambo), музыка ча-ча-ча была медленнее.
За оркестром Хоррина следует «Америка», оставляя свободным поле деятельности для новых кубинских оркестров, таких как оркестр Фахардо (Fajardo), Нено Гонсалеса (Neno Gonzalez), «Сенсасьон (Sensacion)», «Эстрельяс кубанас (Estrellas Cubanas)» и легендарный оркестр «Арагон» (Orquesta Aragon), образованный Орестесом Арагоном (Orestes Aragon) в 1939 году в городе Сьенфуегос (Cienfuegos).
«Арагон», среди других великих музыкантов и композиторов, участвует замечательный флейтист Ричард Эгуэс (Richard Egues), создатель знаменитой песни «Хозяина таверны» (El Tabernero), произведения, которое известно всему миру в исполнении Нат Кинг Коле (Nat King Cole).
В это время в популярных кубинских оркестрах преобладает музыкальная группировка по принципу Чаранга. В Нью-Йорке Гилберто Вальдес (Gilberto Valdes) формирует первую Чарангу в США, которая в дальнейшем сильно влияет на формации Пачеко и Палмиери.
Название, которое мы все знаем, появилось благодаря танцорам. Новый ритм нравится танцорам, которые изящно импровизируют и делают новые движения, следуя звукам маракас, используемых как аккомпанемент, создавая движениями ног новый звук. Обнаружилось, что ногами издавался звук касания пола, три раза подряд: ча-ча-ча, и отсюда по аналогии возникло название, которое вызывает у всех желание двигать ногами: Ча-ча-ча.
Музыкальные инструменты Ча-ча-ча были заимствованы у Дансона, который на Кубе исполняется группой Чаранга франсеса- музыкальное наследие эмигрантов войны за независимость Гаити. Основными музыкальными инструментами являются ударные, пианино и контрабас - они задают ритм, струнные - направляют ритм и создают гармоничность и флейта, которая создает завершённую мелодию. Расцвет Ча-ча-ча вернул из забвения этот вид группы, который уже стал терять своих приверженцев на острове, придав ему новый облик, сохранившийся до наших дней.
У Ча-ча-ча стали появляться собственные образы и мифы, благодаря работам многочисленных композиторов, в - основном кубинских и мексиканских, которые вносили в это свой вклад. Изначально не существовало четкого разделения танцев Румба и Ча-ча-ча, из-за чего вся музыка, характерным образом обыгрывавшая первую долю (несколько ударов из затакта приводящие к первой доле), подпадала под категорию румбы. Со временем танцы четко разделились.
Музыка румбы приобрела более медленный темп, стала сочиняться, как правило, в минорном ладу, и приобрела свое обыгрывание первой доли (ударные: восьмая, восьмая, восьмая, четверть — первая доля). Музыка ча-ча-ча стала быстрее, сочиняется как в мажорном, так и в минорном ладу и имеет собственное, очень выраженное и подчеркнутое обыгрывание первой доли (восьмая, восьмая, четверть — первая доля, так называемое — «ча-ча-ча» или «ча-ча-раз»).
Сейчас ча-ча-ча – визитная карточка латиноамериканской поп-музыки, поскольку на ритм легко ложится почти любая аранжировка. А вот на улицах ча-ча сейчас почти не танцуют. В наше время Ча-ча-ча, как и другие танцы, снова входят в моду. Элегантное Ча-ча-ча со своим характерным ритмом, который, кажется, был специально создан для того, чтобы женщина с особой выразительностью смогла продемонстрировать свою красоту и женственность.
Ча-ча-ча часто называют «танцем кокеток», ведь он очень нравится женщинам, которым свойственно провоцирующее поведение или легкий флирт. Ча-ча-ча – настоящий танец соблазнения. В самом деле, движения Ча-ча-ча позволяют женщине открыто демонстрировать свой шарм и достоинства фигуры, поскольку сам танец характеризуется, прежде всего, выразительными движениями бедер.
Техника Ча-Ча-Ча требует практики и согласованной работы между партнерами. Чем больше времени и усилий вы вложите в изучение и тренировку этого танца, тем лучше станет ваше мастерство и стиль в исполнении Ча-Ча-Ча.