Многие эксперты считают, что следующая технологическая революция произойдет в области энергетики, а не в нанотехнологиях, в которые вложилась РФ. Прорывные технологии в энергетике, на пороге которых стоит человечество, может навсегда изменить мировой порядок вещей. Будущее не сулит ничего хорошего нефти, углю и газу.
Стр. 2
И вот прорыв — в Массачусетском технологическом институте (МТИ) получена устойчивая плазма с температурой 35 миллионов градусов. Время удержания немыслимое — 2 секунды. Нет, это не мгновение, это огромный шаг для человечества. Когда Эдисон однажды утром обнаружил, что его электрическая лампочка горела всю ночь, он облегченно вздохнул и сказал, что теперь лампочка будет гореть, сколько он захочет.
Для сравнения: температура на поверхности Солнца — 6 тысяч градусов, температура ядра — 13,5 миллиона. В МТИ добились самого высокого давления плазмы за всю историю исследований — 2 атмосферы.
Помимо чисто физических параметров, полученных на токамаке МТИ, этот результат важен по той причине, что он получен в небольшой установке (объем — 1 кубометр). То есть особых материальных и финансовых средств не требуется, что открывает путь к термоядерной энергии частным компаниям.
Как показывает опыт космических исследований в США, появление в этой сфере частных компаний и инвесторов (Элон Маск, Пол Аллен, Ричард Брэнсон и другие) резко ускоряет научно-технический прогресс и обещает принципиально новые результаты.
Уже сейчас Tokamak Energy в Национальной лаборатории синтеза в Великобритании собирается получить устойчивую плазму к 2025 году.
Фирма Skunk Works, принадлежащая Lockheed Martin, в 2014 году заявила о принципиальном прорыве, но эксперты поставили результат под сомнение. Группа Tri Alpha Energy применяет технологию ускорителей частиц и финансируется Полом Алленом, основателем Microsoft.
В General Fusion, которая спонсируется главой Amazon Джеффом Безосом, пытаются удержать плазму с помощью магнитного вихря из расплавленного свинца и лития. В конкуренции участвуют Helion Energy, First Light Fusion и Dynomak из Вашингтонского университета. Взрыв интереса к термояду и уже полученные результаты дают основания считать, что успех не за горами.