Многие эксперты считают, что следующая технологическая революция произойдет в области энергетики, а не в нанотехнологиях, в которые вложилась РФ. Прорывные технологии в энергетике, на пороге которых стоит человечество, может навсегда изменить мировой порядок вещей. Будущее не сулит ничего хорошего нефти, углю и газу.
Стр. 1
Поэт Маяковский, который зазывал к себе в гости земное светило, считал, что «закат пылает в сто сорок солнц».
При всей смелости поэтической фантазии Владимир Владимирович никогда не смог бы вообразить, что через несколько десятков лет Солнце на самом деле будет заглядывать «на чаепитие» к человеку, только температура его неизмеримо выше.
К сожалению, произошло это за семь морей от Акуловой Горы, где мечтал Маяковский, хотя могло обернуться иначе.
Одним из несомненных научных приоритетов нашей страны были токамаки. Эти установки были придуманы в СССР в 1950-х годах. Термин тоже наш — тороидальная катушка магнитная.
В СССР была разработана теория — и в 1954 году построен первый в мире токамак. Участвовали самые светлые умы — Лаврентьев, Тамм, Сахаров, Арцимович, Головин, Кадомцев, Явлинский (родственник политика).
Во время знаменитого визита Хрущева в Великобританию в 1956 году Курчатов поразил английских ученых рассказом о нашем токамаке и призвал к сотрудничеству в мирной ядерной энергетике. В Англии первый токамак построили только в 1968 году, в США — еще позже.
Невиданная технологическая революция, о последствиях которой можно писать целые диссертации. Первое следствие — термояд делает ненужными традиционные углеродные источники энергии, то есть нефть, газ и уголь.
На советских токамаках была достигнута температура 10 миллионов градусов, но добиться стабильного удержания плазмы, которая не должна прикасаться к стенкам, не удалось. Плазма должна висеть в токамаке, как гроб Магомета в пещере. Для управляемой термоядерной реакции это принципиальный момент.