Бриллианты - лучшие друзья женщины... Часть I

Крупнейший бриллиант на планете

История происхождения бриллиантов. Их виды.

Мы любили и любим слово "самый». Самый быстрый, самый умный... Если же спросить, что самое твёрдое, скорее всего, получим ответ: алмаз. Этот ответ почти точен. А почему алмаз ещё самый блестящий ? И заодно, действительно ли он самый-са-мый?.. Об этом и пойдёт речь.

Часть I

Блестящие камешки находили на территории современной Индии ещё семь тысячелетий тому назад.

 

Людей поражали их блеск, твёрдость, иногда — прозрачность (до изобретения стекла было далеко). Название минерала происходит от древнегреческого «адамас» — нерушимый. С древних времён бриллианты — огранённые алмазы — были символом богатства и власти, ими украшали скипетры и короны, статуи и одежды священников.

 

В древности алмазу приписывали невероятные свойства — не удержался от фантастических вымыслов и Плиний Старший, давший первое подробное описание алмаза. В работе «Естественная история ископаемых тел» он писал, что алмаз нейтрализует действие яда и освобождает от пустых страхов.

 

Бытовало также поверье, что алмаз можно растворить в свежей козлиной крови. Считалось, если между молотом и наковальней положить кристаллик алмаза, то скорее инструменты разлетятся вдребезги, но «царь камней» останется нерушимым. Таким безграмотным тестом было уничтожено немало хороших камней, потому что твёрдость и ударопроч-ность — свойства разные.

 

Среди всех найденных алмазов, а общий их вес к настоящему времени исчисляется десятками тонн, правильные прозрачные и бесцветные многогранники редки.

 

Чаще всего крупный алмаз неправильной формы мало чем отличается от булыжника. Именно так выглядел самый большой из найденных когда-либо алмазов — «Куллинан».

 

Самый большой алмаз в мире - Куллинан

Его обнаружили 26 января 1905 года в Южной Африке в руднике «Премьер» и назвали по имени президента компании сэра Томаса Куллинана. Камень размером с кулак весил более 600 граммов, причём, судя по форме, он был когда-то частью более крупного образования.

 

Когда его доставили королю Великобритании Эдуарду VII, тот признался: «Попадись этот камень мне, я бы презрительно отшвырнул его ногой». Вне рудника «Куллинан» прожил лишь три года— чудо природы раскололи и распилили, чтобы изготовить 9 больших бриллиантов и 95 поменьше.

 

Необработанный алмаз, даже правильной формы, действительно выглядит невзрачно: просто очень блестящая стекляшка. Только огранка превращает его в «царя камней». Но процесс этот весьма труден из-за твёрдости камня.

 

Механически «взять» его способен только другой алмаз, причём обработка может длиться неделями и месяцами.

 

Вероятно, впервые начали обрабатывать природные алмазы в Древней Индии. Но делали это весьма примитивно: вплоть до XV века всё сводилось к лёгкой шлифовке и полировке природных граней, чтобы они лучше блестели.

 

В Европе— при французском и английском дворах октаэдрические кристаллы называли алмазными наконечниками, и они действительно иногда напоминали наконечник копья. Представьте себе две маленькие четырёхгранные пирамидки, сложенные основаниями, — это и будет октаэдр.

 

ОТ АЛМАЗА К БРИЛЛИАНТУ

Постепенно мастера научились придавать алмазам различную форму, иногда совершенно фантастическую. Но поначалу они не подозревали, какие чудеса скрываются в камешках — красота алмаза выявляется лишь при правильной огранке.

 

Медленно, веками, мастера ощупью шли к тому, чтобы научиться проявлять уникальные свойства алмазов. Опыт накапливался при обработке не столь твёрдых минералов — рубинов, изумрудов, топазов.

 

В XIII—XIV веках в Европе появились шлифовальные мельницы — большие каменные шлифовальные диски вращались при помощи водяного привода. Важным шагом вперёд стало применение для шлифовки тончайшего алмазного порошка. Его вдавливали в металлический диск — получался шлифовальный круг, и это позволило существенно увеличить производительность труда.

 

Считается, что первый бриллиант был изготовлен в Париже в начале XVII века. И несколько десятилетий город оставался главным мировым центром по обработке алмазов. Но, постепенно, он уступил пальму первенства Антверпену и Амстердаму.

 

В середине XIX века в Амстердаме в пяти мастерских уже работало 540 шлифовальных машин с паровыми двигателями.

 

В XX веке тысячи рабочих гранили алмазы также на предприятиях Германии, а после войны — в Израиле, Индии и (в меньших масштабах) в США и ЮАР.

 

Однако по сей день у ювелиров сохранились французские термины: «павильон» (фр. «шатёр») — нижняя часть камня, «колета» (фр. «воротник») — остриё или небольшая площадка внизу; «фасет» или «фацет» (фр. «грань») — скошенная часть острого ребра или кромки; да и само слово «бриллиант» происходит от французского «блестящий».

 

Структура огранки бриллианта

 

Способы огранки алмазов.

Техника обработки алмазов имеет долгую историю.

 

В начале XV века началось изготовление так называемых толстых алмазных таблиц:

у октаэдра спиливали одну из вершин до образования широкой грани квадратной формы и немного притупляли противоположную нижнюю вершину — колету. Позже начали делать «тонкие камни» — у октаэдра сильно спиливали две противоположные вершины.

 

Но настоящий бриллиант из алмаза получился, только когда мастера применили фасетную огранку. Она заключалась в нанесении на кристалл симметричных мелких граней — фасеток.

 

Вначале на верхнюю и нижнюю части «толстого камня» наносили по восемь граней (у ювелиров такая огранка называется простой или ординарной).

 

Дальнейшее усложнение огранки привело к нанесению дополнительных 36 граней — по 18 сверху и снизу. Это так называемая двойная огранка, или «огранка Мазарини» (по имени кардинала Жюля Мазарини, который сам алмазы не гранил, но собрал богатую коллекцию, завещал её французской короне).

 

Дальше — больше: в конце XVII века появилась тройная «огранка Перуцци» (по имени венецианца Винченцо Перуцци) — с 58 фасетами.

 

Со временем получили распространение другие типы огранки:

  • множество мелких треугольных фасетов у старинной индийской розы,
  • у полной голландской розы — 24 треугольных фасета;
  • у полуголландской — 16 фасетов,
  • у двойной голландской — 36,
  • у более простой антверпенской— 12.
  • Более сложная огранка у крестовой розы: 16 из 24 граней у неё четырёхугольные, остальные — треугольные.

 

Общее у всех перечисленных «роз» — плоское основание, над которым возвышается блестящий «шатёр».

 

В XIX веке самой распространённой была так называемая старая бриллиантовая огранка, которая просуществовала до 1910 года. Она вплотную приблизилась к той, которую можно считать современной, — её называют также «полным круглым бриллиантом».

 

В ней немного изменены углы между фасетами, атонкий поясок (рундист), разделяющий верхнюю и нижнюю части камня, сделан идеально круглым; уменьшена высота верхней части камня — коронки, на которой имеется не менее 32 фасетов, тогда как на нижней части — павильоне — их должно быть не менее 24.

 

Сейчас в основном используют огранки трёх очень близких видов:

  • «Американский бриллиант» теоретически рассчитал Марсель Толковский в 1919 году, и такая огранка принята в США и Великобритании.
  • «Практический бриллиант» Вернера Эпплера разработан в 1939 году, огранка принята в ФРГ, России и в странах СНГ. Название связано с тем, что для определения оптимальных углов наклона фасетов вместо теоретических расчётов были произведены массовые обмеры наиболее красивых бриллиантов, изготовленных в разное время разными мастерами и обладавших максимальной световой игрой.
  • «Стандартный скандинавский бриллиант», принятый в странах Северной Европы, разработан в 1968 году. Его пропорции и углы, как и у бриллианта Эпплера, не рассчитаны,а найдены эмпирически, путём обмера наиболее эффектных бриллиантов.

 

Насколько отличаются эти три типа огранки?

 

Углы наклона фасеток коронки и павильона относительно верхней площадки (таблицы) и нижней колеты составляют:

  • 34"25' и 40°46' для бриллианта Толковского;
  • 33°12' и 40°48' для бриллианта Эпплера;
  • 34°30' и 40°45' для скандинавского бриллианта.

 

Чтобы наглядно представить себе такую точность установки шлифовального диска, надо учитывать, что для окружности диаметром 10 см перемещение края диска на 1 минуту составляет 0,015 мм, 15 микрон, треть толщины волоса.

 

Огранка зависит от оптических свойств алмаза, конкретно — от коэффициента преломления. А он зависит от примесей, которые в алмазе всегда есть; от них же зависят, кстати, и другие свойства, например цвет и электропроводность.

 

Набор образцов бриллиантов, который использовался для определения оптимальной огранки (непосредственно или через вычисление среднего коэффициента преломления), был разным у разных авторов. И поэтому полученные результаты немного, но различались.

 

Примеры форм огранки бриллиантов

 

Кроме основных типов огранки существует множество других, которые применяют к наиболее крупным камням.

  • огранка «Хай-лайт» имеет 73 фасетки,
  • «звезда Кэра» — 74,
  • «юбилейная»— 88,
  • «магна»— 102,
  • а разработанная в 1965 году огранка «принцесс-144» — аж 146.

 

Но если вы покупаете колечко с небольшим бриллиантиком, то на нём, скорее всего, будет огранка «восьмёркой» — по восемь фасеток в коронке и павильоне, а всего, включая таблицу и колету, 18 граней.