К чему же стремились ювелиры и математики, точно, до сотых долей градуса, рассчитывая углы наклона граней, выверяя высоту коронки и павильона, определяя толщину рундиста?
Причём последний фактор часто «перевешивает» неизбежную потерю массы, которая при огранке может составлять больше двух третей исходного камня (!). Более того, владельцы старых камней нередко отдают их ювелирам для переогранки, несмотря на потерю 30—35% массы.
Классическая технология обработки алмаза такова:
Если у алмаза есть какой-либо дефект (трещина, тёмное пятно), то или ведут распиловку по дефектному месту, или стараются выделить участок с дефектом в меньший кристалл, чтобы из оставшейся части получить высококачественный бриллиант.
Распиловку осуществляют тонкими дисками из бронзы (сплава меди и олова), в поверхность которой вдавлена алмазная пудра. Толщина дисков — 50—90 мкм, частота вращения— 3—15 тыс. об/мин.
Алмазы разрезают в направлении наименьшей твёрдости кристалла (в направлении наибольшей твёрдости алмаз почти не поддаётся обработке). Потом начинается обточка. Потери при этой операции составляют 15—25%; но отходы используют для изготовления алмазных порошков.
Затем начинается огранка камней, далее — полировка (она ведётся чугунными дисками, в поверхность которых тоже вдавлен алмазный порошок).
Частота вращения ограночного диска — 2500—2800 об/мин, с каждой стадией порошок делается мельче, при окончательном полировании размеры частиц уменьшаются до 3— 10 мкм.
Огранка и полировка — наиболее трудоёмкие операции.
Естественно, что технологические процессы совершенствуются, для огранки созданы полуавтоматические станки. Кроме того, разрабатываются другие методы обработки алмаза, причём нескольких типов:
Однако ради чего все эти ухищрения ... ?
Конечно, сначала алмаз привлёк внимание как украшение.
Правильно огранённый алмаз, то есть бриллиант, разделяет падающий на него свет на множество отдельных лучей. Чем выше коэффициент преломления света, тем более сложной может быть (для достижения максимального эффекта) огранка.
Для алмаза он равен примерно 2,4; веществ с большим преломлением совсем мало, и не все они достаточно прозрачны.
То есть конкурентов по этому параметру у алмаза практически нет. Тем более, что важно ещё одно оптическое свойство — дисперсия, когда в одном и том же веществе свет разного цвета имеет разный показатель преломления.
Радуга и цветные «зайчики» на стене при попадании солнечного света на кромки зеркал и прочих стёкол — результат дисперсии.
Количественно её определяют разностью между показателем преломления для фиолетовых и красных лучей. И чем эта разность больше, тем шире будет радужная полоска, тем сильнее кристалл при малейшем повороте будет переливаться.
У алмаза эта величина составляет 0,044; веществ с большей дисперсией, опять же, совсем мало. Более того, у веществ с большим преломлением обычно низкая дисперсия, а у веществ с высокой дисперсией низкое преломление.
Поэтому алмаз, не являясь абсолютным рекордсменом ни по одному из этих параметров, побеждает в «многоборье».
Более или менее приближаются по свойствам к алмазу муассанит SiC и фианит — Zr02 с добавкой оксидов Hf, Mn, Са, Y, и их действительно используют как дешёвые имитации алмаза.
Украшения обычно рассматривают в отражённом свете, поэтому грани бриллианта должны располагаться так, чтобы полностью отразить как можно больше падающего на камень света.
Если на такой бриллиант посмотреть на просвет, обратив таблицу (верхнюю площадку) к источнику света, то он будет совершенно тёмным, так как весь падающий на него свет выйдет в обратном направлении.
Проходя свой путь внутри бриллианта, преломляясь на его внешних и внутренних гранях и отражаясь от них, свет разлагается на цветовую гамму, что и даёт ту красивую радужную игру, которая характерна для алмаза.
К ней добавляется простое отражение от верхних граней — даёт так называемый алмазный блеск. А нижние грани при полном внутреннем отражении лучей кажутся как бы посеребрёнными и отливают металлическим блеском. Всё это и создаёт ту неповторимую «игру» света, тот «огонь», который и делает алмаз бриллиантом.
Как писал знаток камней, президент британской геммологической ассоциации Герберт Смит, при малейшем движении огранённого алмаза "беспрестанно меняющиеся оттенки привлекают взгляд; сначала — бриллиантовое сверкание чистейшего белого цвета и тотчас же лазурно-голубой блеск, переходящий из воскового в изысканно-оранжевый и затухающий в малиновом мерцании...».