Кто такой "вечный жид"

Вечный жид

Проклятие "вечного жида"

В Советском фильме "Бег" генерал Чернота, которого великолепно сыграл актер Михаил Ульянов, трагически восклицает: "Я - вечный жид, я Агасфер...!". Слова эти он произнес с глубокой горечью, когда понял, что он — белый генерал — не может вернуться в Советскую Россию, а вынужден всю жизнь скитаться по другим странам, где всегда будет чужим. 

В далеком 1970 году режиссером Владимиром Наумовым был снят один из лучших фильмов СССР по мотивам произведений Михаила Булгакова, где произносятся эти слова. Смысл их понятен не всем и сейчас.

 

Кадры из фильиа 1970 года "Бег"

* кадры из фильма "Бег"

 

Легенда о "вечном жиде"

По легенде две с лишним тысячи лет назад, когда римские легионеры по приказу пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата вели на казнь измученного Иисуса Христа, он, проходя мимо дома иудея-сапожника попросил разрешения опереться на стену его дома, чтобы немного отдохнуть.

В ответ на эту просьбу иудей стал оскорблять и смеяться над ним сказав, "я дам тебе отдохнуть на обратном пути, жду твоего возвращения...", подразумевая, что если он действительно Сын Божий, то воскреснет и после этого сможет у него отдохнуть. За такое отношение Иисус Христос обрек этого человека на вечное скитание по миру, по разным странам в поисках его - Спасителя.

 

А еще он наказал его бессмертием, чтобы муки его длились вечно.

 

- "И не будет у тебя дома родного и везде будешь ты чужим и гонимым отовсюду, где бы ты не находился ..."

 

Вот отсюда и появилось историческое выражение "вечный жид" - человек обреченный вечно искупать свой грех до второго пришествия Иисуса Христа.

 

Когда "вечному жиду" исполнялось 100 лет он умирал в своих бесконечных скитаниях, так никого и не найдя, и возрождался опять тридцатилетним, чтобы вновь начать свои мучительные и бесконечные поиски Спасителя.

 

По преданию, имя этого иудея-сапожника было "Агасфер" (в разных странах оно несколько отличалось, но потом общепринятым вариантом стал именно "Агасфер") 

 

Немного истории

Первые упоминания о "Вечном жиде" были найдены еще в IX веке нашей эры в Европе, а в 1602 году, когда вышла в печать книга безымянного автора «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер», где только не видели изможденного старца с характерными чертами лица и длинными грязными волосами: и в Лондоне, и в Париже, и в Лейпциге... 

 

Вечный жид

* вечный странник - Агасфер

 

И везде он искал и спрашивал о человеке, который нес бы на себе тяжеленный крест...

А спрашивал он о нем потому, что только Иисус Христос во втором своем пришествии в этот мир, был способен снять с него проклятие и ниспослать долгожданную смерть Агасферу.

 

В средние века в Европе отношение к евреям было, мягко говоря, не очень дружественным.

 

В этих людях, постоянно кочующих с места на место, не имеющих своей Родины, но удивительным образом сохранившим свои законы и национальную идентичность, видели осквернителей Нового Завета и убийц Христа.

 

Они воплощали как бы коллективный образ врага Иисуса.

 

Вечный жид - это значит навеки проклятый грешник, которому не будет прощения и покоя до второго пришествия Христа.

 

 

Образ "вечного жида" не раз отображался в искусстве, живописи и мировой литературе.

Александр Дюма посвятил этому персонажу роман «Исаак Лакедем». Упоминается Агасфер и в трагедии Карла Гуцкова «Уриэль Акоста». В России об Агасфере писал Василий Андреевич Жуковский в неоконченной поэме «Странствующий жид», созданной под влиянием немецких романтиков. «Вечный жид» появляется даже в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».

 

Многие известные художники обращались к этой теме.

Так, на картине «Агасфер на краю мира», написанной в 1888 году венгерским художником Адольфом Хиреми-Хиршлом, рядом с Вечным жидом - последним человеком на земле (т.к. он бессмертен) – призрак Смерти и ангел Надежды. Перед ними – прекрасная, но бездыханная обнаженная женщина, воплощающая собой погибшее человечество.

И только зловещие вороны кружат над ними в ледяной пустыне... 

 

Картина «Агасфер на краю мира»

 

Следует отметить, что Спаситель не лишает Агасфера средств к существованию. В кошеле его лежит что-то вроде неразменного пятака, благодаря чему сколько бы он не тратил, кошелёк никогда не пустеет.

 

В одной французской балладе, посвященной Вечному Жиду, говорилось, что в его кармане постоянно лежат пять су (французские деньги того времени), которые, несмотря на то, что он их тратит, снова появляются у него.

 

Это средства для существования Агасфера, но они же обеспечивают и обещанные ему Спасителем вечные страдания.

 

И. С.


 

Читайте, так же:

 

Альтернативная история. Что не так с войной 1812 года?

Одинокий волк Турции - Кемаль Ататюрк

 

 

 

 


 

 



Отзывы (1)

Вы просматриваете: news_nt_ist_agasfer.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Галина
Занимательная история. Прочла с удовольствием...
05-08-21 10:08
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh Laugh
 
8500
8 + 24
 
Введите ответ: