Сухая подача материала из учебника – не лучший вариант. Использование дополнительных наглядных материалов позволит сделать урок увлекательнее, повысит КПД самого урока. Принцип наглядности — один из ключевых в дидактике — означает, что плодотворность обучения зависит от максимальной вовлеченности органов чувств в освоение учебного материала. Если в процессе обучения дети наблюдают, экспериментируют, измеряют, они получают более качественные знания.
Первым учёным, разработавшим логичную теорию наглядности, как принципа дидактики, стал видный чешский педагог Ян Амос Коменский, живший в 17 веке. В основу познания и обучения педагог поставил чувственный опыт и провозгласил «золотое правило дидактики»:
Позднее принципам наглядности уделил в своих трудах немало внимания швейцарский педагог-гуманист Иоганн Генрих Песталоцци, работавший в конце 18 – начале 19 вв. Он полагал, что сами по себе органы чувств дают нам неупорядоченную информацию о том, что нас окружает. Обучение должно устранить хаотичность в наблюдениях, разделить предметы, а однотипные и схожие предметы снова объединить. Песталоцци говорил: «Я прочно установил высший, главный принцип обучения, признавая наглядность основой любого познания».
В наше время применение принципов наглядности предоставляемого материала является наиболее правильным вариантом обучения школьников. Правильность их применения — безусловная ответственность педагога.
Прежде чем отобрать для урока тот «или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
Надо отметить, что учитель должен правильно их применять, в зависимости от поставленной задачи и использовать для детей разные категории наглядных материалов. В качестве примера можно привести шаблоны праздничных плакатов, шаблоны классных уголков, готовые листы А4 для оформления стендов, различные флажки для растяжек, шаблоны портфолио, шаблоны фотобутафории, шаблоны календарей, шаблоны поделок и раскрасок, рабочие листы и т.д. Все это можно найти на специализированных сайтах, например, таких как https://file-shop.ru, где их можно скачать, распечатать и использовать в своей профессиональной деятельности.
Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений. При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.
Средства наглядности могут выступать и в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся. Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения. Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности.
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и явлений.
Еще одним важным средством наглядности мы можем считать цифровые образовательные ресурсы.
Они позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. По мнению исследователей, чрезвычайная выразительность, зрелищность мультимедиа важны при работе с новым видео-поколением, которое легко впитывает знания через произведения экранной компьютерной культуры.
Для создания такого рода ресурсов существует множество программ, которые помогают в создании виртуальной реальности.
Кроме того, электронные средства учебного назначения предоставляют возможность выполнять преобразовательную деятельность с объектами изучения, наблюдать и анализировать ее результаты. Сегодня мультимедийные презентации прочными шагами входят в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе.
С помощью мультимедийного проектора и демонстрационного экрана представляю созданные слайды на соответствующих уроках. Возможно сопровождение урока не только путем показа хороших презентаций, но и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать на уроке материалы из сети Internet. Как показывают исследования психологов, младшие школьники отличаются высокой познавательной активностью. У них преобладает наглядно-действенное мышление. Находясь в поиске ответов на бесчисленные вопросы, ребенок с большой готовностью выполняет практические действия с предметами, которые его заинтересовали.
Суть принципа наглядности состоит в рациональном и действенном вовлечении органов чувств в восприятие, переработку и усвоение учебного материала.
Принцип наглядности рекомендуется использовать согласно определённым правилам: