Для одних Капоэйра — просто модный вид танцев, для других — образ жизни, почти религия. «Пой и танцуй — сам все поймешь», — сказал известный мастер, когда его спросили, что такое капоэйра.
Капоэйра сочетает элементы танца, игры, акробатики, единоборства и имеет древнюю загадочную историю, немного печальную, как звуки беримбао, бразильского народного музыкального инструмента сопровождающих замысловатое действо.
Капоэйра зародилась в Южной Америке в XVI—XVIII веках, в эпоху колонизации. Черные невольники из Конго, Анголы, Мозамбика и других африканских стран привозили с собой на континент свою религию и обряды. Одним из них был нголо — ритуальный боевой танец, исполнявшийся во время обряда инициации.
Молодые воины под музыку имитировали движения сражающихся зебр, боролись в танце-поединке за право взять в жены понравившуюся девушку без уплаты выкупа. Есть версия, что танец нголо и стал основой капоэйры. Хотя, может быть, под видом ритуального танца невольники практиковали боевое искусство. «Маскировали» капоэйру музыкой, акробатическими и танцевальными элементами.
Основателем капоэйры, по одной из версий, стал легендарный африканский герой Зумби. Его искусство развивалось в киломбушах, поселениях беглых рабов, постепенно распространяясь.
К прошлому веку капоэйра обогатилась элементами других боевых искусств и существовала в двух видах. Одна — на улицах и площадях, в среде бандитов и наемников; другая — среди истинных мастеров, скрытая от посторонних глаз. Для них капоэйра — это и древняя философия, и музыка, сопровождающая игру. Мастера вели двойную жизнь и даже имели два имени: одно для всех, другое для мира капоэйры. Это имя ученик получал во время особого ритуала посвящения — батизада, который сохранился до сих пор.
Легальным это искусство стало только в 1932 году — бразилец Мануэль дус Рейш Машаду основал первую в мире официальную школу и разработал собственный стиль — капоэйра режиунал. Десять лет спустя другой мастер — Висенте Феррера Паштинья открыл школу иного стиля капоэйры, так называемый стиль ангола, в котором делал упор на ритуальные и игровые элементы. Два этих стиля существуют и развиваются и поныне. Впрочем, единая капоэйра имеет не меньшее число сторонников.
Круг, с одной его стороны располагаются музыканты с бубнами, барабанами и инструментами, внешне напоминающими лук, к тетиве которого привешена выдолбленная тыква; в центре круга — два участника, выполняющие неописуемую смесь плавных и резких движений и наносящие друг другу удары, только не настоящие, а воображаемые…
Если тебе случайно доведется увидеть такое зрелище, сопровождаемое неторопливой латиноамериканской музыкой, знай: это была она, капоэйра. Круг называется рода, а тот инструмент, что похож на лук с тетивой, и есть знаменитый беримбао.
Неповторимый бразильский колорит капоэйры завораживает!
Но капоэйра — это еще и игра и отличный способ избавиться от собственных комплексов и стрессов большого города. Здесь каждый находит что-то для себя. Ну а для тех, кто хочет заниматься серьезно, существуют специальные секции, с фитнесом ничего общего не имеющие. Примерно через десять лет обучения ученик может получить звание местре — настоящего мастера капоэйры.
Танец капоэйра, изначально развивавшийся как боевое искусство, включает в себя различные элементы акробатики, грации и музыкальности. Вот некоторые основные техники исполнения капоэйры:
Важно отметить, что капоэйра - это живое и динамичное искусство, которое может иметь различные стили и вариации. Техника исполнения может различаться в зависимости от школы и мастера, поэтому рекомендуется обучаться у опытного инструктора капоэйры, чтобы получить полное представление о танце и его исполнении.