В Советском фильме "Бег" генерал Чернота, которого великолепно сыграл актер Михаил Ульянов, трагически восклицает: "Я - вечный жид, я Агасфер...!". Слова эти он произнес с глубокой горечью, когда понял, что он — белый генерал — не может вернуться в Советскую Россию, а вынужден всю жизнь скитаться по другим странам, где всегда будет чужим.
В далеком 1970 году режиссером Владимиром Наумовым был снят один из лучших фильмов СССР по мотивам произведений Михаила Булгакова, где произносятся эти слова. Смысл их понятен не всем и сейчас.
* кадры из фильма "Бег"
По легенде две с лишним тысячи лет назад, когда римские легионеры по приказу пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата вели на казнь измученного Иисуса Христа, он, проходя мимо дома иудея-сапожника попросил разрешения опереться на стену его дома, чтобы немного отдохнуть.
В ответ на эту просьбу иудей стал оскорблять и смеяться над ним сказав, "я дам тебе отдохнуть на обратном пути, жду твоего возвращения...", подразумевая, что если он действительно Сын Божий, то воскреснет и после этого сможет у него отдохнуть. За такое отношение Иисус Христос обрек этого человека на вечное скитание по миру, по разным странам в поисках его - Спасителя.
А еще он наказал его бессмертием, чтобы муки его длились вечно.
Вот отсюда и появилось историческое выражение "вечный жид" - человек обреченный вечно искупать свой грех до второго пришествия Иисуса Христа.
По преданию, имя этого иудея-сапожника было "Агасфер" (в разных странах оно несколько отличалось, но потом общепринятым вариантом стал именно "Агасфер")
Первые упоминания о "Вечном жиде" были найдены еще в IX веке нашей эры в Европе, а в 1602 году, когда вышла в печать книга безымянного автора «Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер», где только не видели изможденного старца с характерными чертами лица и длинными грязными волосами: и в Лондоне, и в Париже, и в Лейпциге...
* вечный странник - Агасфер
И везде он искал и спрашивал о человеке, который нес бы на себе тяжеленный крест...
А спрашивал он о нем потому, что только Иисус Христос во втором своем пришествии в этот мир, был способен снять с него проклятие и ниспослать долгожданную смерть Агасферу.
В средние века в Европе отношение к евреям было, мягко говоря, не очень дружественным.
Они воплощали как бы коллективный образ врага Иисуса.
Вечный жид - это значит навеки проклятый грешник, которому не будет прощения и покоя до второго пришествия Христа.
Александр Дюма посвятил этому персонажу роман «Исаак Лакедем». Упоминается Агасфер и в трагедии Карла Гуцкова «Уриэль Акоста». В России об Агасфере писал Василий Андреевич Жуковский в неоконченной поэме «Странствующий жид», созданной под влиянием немецких романтиков. «Вечный жид» появляется даже в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества».
Так, на картине «Агасфер на краю мира», написанной в 1888 году венгерским художником Адольфом Хиреми-Хиршлом, рядом с Вечным жидом - последним человеком на земле (т.к. он бессмертен) – призрак Смерти и ангел Надежды. Перед ними – прекрасная, но бездыханная обнаженная женщина, воплощающая собой погибшее человечество.
И только зловещие вороны кружат над ними в ледяной пустыне...
В одной французской балладе, посвященной Вечному Жиду, говорилось, что в его кармане постоянно лежат пять су (французские деньги того времени), которые, несмотря на то, что он их тратит, снова появляются у него.
И. С.
Альтернативная история. Что не так с войной 1812 года?
Одинокий волк Турции - Кемаль Ататюрк