В какой стране самые умные дети?

Умные дети

Интересную зависимость в этом нашла знаменитая американская журналистка Аманда Рипли. Проанализировав несколько стран с разной степенью социального и политического развития она пришла к довольно неожиданным результатам. Исследования проводились в несколько необычной плоскости, а именно, уровня интеллектуального развития детей в этих странах.

 

Как условия существования ребенка и степень развития общества влияют на получение знаний в школах и вузах.

Начнем с интересного случая в самой развитой стране мира - США. Компания ВАМА из американского штата Оклахома занимается производством выпечки с 1920 г. Как говорят ее менеджеры, в штате достаточно трудно подыскать персонал, который мог бы выполнять даже простейшие работы на фабрике. Выпускники местных школ не то, что неспособны к творческому мышлению, но и часто даже не умеют хорошо читать, писать и считать. Поэтому владельцы ВАМА решили открыть фабрику в Польше - свою первую в Европе. «Мы слышали, что в Польше много образованных людей», - заявила Паула Маршал, директор компании.

 

За последнее десятилетие Польша осуществила значительные успехи в образовании.

Еще в 1990-х лишь половина ее сельского населения закончила полный курс средней школы, а сегодня выпускники ее школ и университетов идут далеко впереди своих американских сверстников в математике и естественных науках и это при том, что Польша тратит значительно меньше бюджетных средств на одного ученика, чем Америка. Так что же поляки делают правильно, а американцы неправильно?

На этот вопрос пытается ответить американский журналист Аманда Рипли в своей книге «Самые умные дети мира», в которой анализирует школьные системы трех стран - Польши, Финляндии и Южной Кореи. Во всех этих странах произошло то, что можно назвать "образовательным чудом".

Америка, как утверждает Рипли, не единственная развитая страна, в которой есть проблемы с образованием. Ученики Кореи, Японии и Канады в последнее время демонстрируют более высокий уровень образованности, чем их коллеги из Германии, Великобритании и Франции. Причины интеллектуального отставания одних стран от других обычно объясняли экономическими, социальными и демографическими причинами, однако в данном случае они не действуют. Так в чем же дело?

 

 

В своей книге А. Рипли анализирует опыт трех американских выпускников, которые по программе обмена год учились в Финляндии, Польше и Южной Кореи. Они были очень удивлены, как настойчиво работают их сверстники и как серьезно относятся к учебе. Уроки математики в школах этих стран, например, очень насыщенные и основываются на примерах, раскрывающих, как алгебра, геометрия и тригонометрия применяются на практике. Ученики осуществляют вычисления без помощи калькуляторов, учась манипулировать большими числами в голове. Классные комнаты оборудованы скромно и без новомодных технических устройств. А к учителям ученики относятся с чрезвычайным уважением как к признанным профессионалам в своих областях.


Рипли пишет, что своему успеху в образовании Польша обязана реформам бывшего министра Мирослава Хандке, который находился на посту в 1997-2000 годах.

В первой половине 1990-х польский ВВП рос, но из-за сравнительно низкой образованности за поляками в Европе закрепился стереотип низкоквалифицированных чернорабочих. Хандке задался целью раз и навсегда преодолеть этот стереотип и начал масштабные реформы. Министр изменил школьную программу, сделав акцент на математике и естественных науках и ввел стандартизированные тесты для контроля знаний.

Кроме того, он продлил общеразвивающий курс до возраста 16 лет, чтобы как можно дольше оттянуть момент, когда ученики перейдут в профессионально ориентированное образование. Вследствие этих реформ Польша всего за несколько лет вошла в топ-20 стран «Международной программы оценки учебных достижений учащихся» (PISA, Programme for International Student Assessment).


В Хельсинки А. Рипли посетила школу в бедном районе города, где учатся много мигрантов и беженцев. Как сказал в интервью один из его учителей, он сознательно не оглядывается на прошлое своих учеников, чтобы жалость и симпатии не затмили их интеллектуальные способности. «В школе только мозги имеют значение», - сказал учитель. Рипли сравнивает такое отношение с Америкой, где учителя часто опасаются ставить плохие оценки ученикам, руководствуясь "порочным сочувствием", и закрывают глаза на то, что в будущем жизнь оценит их еще ниже.

 


Путь к успеху не всегда легкий

 

В Южной Корее, сообщает Рипли, находим «культуру интеллектуального мазохизма», когда ученики фанатично учатся много часов подряд и без выходных. Показатели Южной Кореи по рейтингу PISA одни из самых высоких в мире, однако ее ученики - просто несчастные.

Южнокорейское общество - жестко конкурентное. Высокий социальный статус можно получить только благодаря обучению в одном из трех престижных государственных университетов, в которые очень трудно поступить. Жесткий отбор, однако, является надежной гарантии, что на должностях находятся действительно лучшие из лучших.

Еще в 1950-х годах Южная Корея была отсталой аграрной страной, а ее население было в большинстве неграмотным. Сегодня - это одна из передовых экономик мира, чья дорога к успеху пролегла через образование и упорный ежедневный труд.


Как отмечает Рипли, Америка, по сравнению с тремя рассматриваемыми странами, делает просто впечатляющие промахи. Так, вместо того, чтобы направлять большее количество ресурсов в бедные школы, как это делает Финляндия, США финансируют средние школы по принципу налогов с их собственности, что только усугубляют ситуацию, когда ученики из социальных низов не имеют шансов вырваться из худших и самых бедных школ.
Автор утверждает, что все три страны, прежде чем встать на путь процветания, пережили тяжелый экономический и экзистенциальный кризис. Америка же, которая наслаждается своей ролью мирового гегемона и уже несколько десятилетий купается в пьянящих волнах более-менее стабильного «prosperity» (процветания), может не почувствовать, как ее обгонят настойчивые и трудолюбивые Польша, Финляндия и Южная Корея.

Кстати, позиция США в Рейтинге глобальной конкурентоспособности, который ежегодно готовит Всемирный экономический форум, уже несколько лет подряд стабильно падает. Сегодня США в этом рейтинге являются 7-ми. Между тем маленькая Финляндия вышла на третью позицию и продолжает улучшать свои показатели.

 

Успех страны в глобальной и высококонкурентной мировой экономике определяется не запасами газа и нефти или тоннами выплавленной стали и киловаттами производимой электроэнергии, а знанием и интеллектом ее граждан. Похоже, что никто это не понимает лучше наций, которые обделены природными ресурсами и еще в недалеком прошлом были отсталые и униженные.