Медицина в CCCР являлась предметом национальной гордости. Однако время не стоит на месте и то, что вчера означало одно, сейчас может означать совсем другое. К сожалению, за постсоветский период заметного прогресса в нашей медицине не наблюдается. Приводим несколько примеров разных подходов к лечению женских болезней у нас и на Западе.
Визит к гинекологу становится стрессом для большинства женщин. В этом кабинете их клеймят старородящими, предлагают лечиться гормонами и будничным тоном раздают страшные диагнозы. Но каждая ли выявленная болезнь так неотвратима или тактика нагнетания — всего лишь вредная привычка врачей советской закалки?
Наши коллеги из Woman.ru вместе с гинекологом-эндокринологом Еленой Гецаевой разобрались, какие болезни, которые лечат в России, в остальном мире считают нормальным состоянием женщины.
Эрозия шейки матки - это появление дефектов на слизистой оболочки влагалищной части шейки матки. Это является одним из наиболее часто встречающихся гинекологических диагнозов, который доктора ежедневно ставят женщинам разного возраста. Данное заболевание требует последующего дообследования и своевременного и интенсивного лечения, поскольку в некоторых случаях подобные изменения могут привести к тяжелым заболеваниям шейки матки.
Врачи ставят этот очень распространенный диагноз при обнаружении повреждений на слизистой оболочке влагалищной части шейки матки. Решение предлагают однозначное — прижигать. Елена Гецаева уверена, что большая часть таких диагнозов ошибочна. Чаще всего за эрозию принимают либо эктопию, либо эктропион, а это нормальное состояние органа. А истинную эрозию нельзя диагностировать на глазок. Направление на прижигание шейки матки врач может выписать из-за недостаточной квалификации.
Уреаплазма – микроорганизмы, вызывающие уретрит, цистит, цервицит, воспаление в органах малого таза, осложнения во время беременности и после родов. Они могут находиться и у здоровых людей и не провоцировать появление различных заболеваний.
Мало кто из женщин, которым ставят такой диагноз, понимает, что он значит. Доктора настаивают, что это инфекция, и требуют лечить как и другие заболевания, передающиеся половым путем. При этом особых жалоб может не быть, диагноз часто ставится на основании анализов, которые пациентка сдает планово. Уреаплазма, считающаяся возбудителем уреаплазмоза, на самом деле элемент микробиоты женского организма, говорит Елена Гецаева. Ее не нужно лечить без особых жалоб.
Гипоплазией называют состояние матки, при котором ее размеры не соответствуют норме: она меньше 7 см в длину. Может быть врожденным или приобретенным во время полового созревания. Влечет за собой бесплодие и осложнения при беременности и родах. Несложные приобретенные формы успешно лечатся гормональными средствами.
Это отклонение, когда матка взрослой женщины не развивается и соответствует по всем параметрам подростковой или вовсе детской. Считается, что зачать и выносить ребенка с такой маткой сложно или вовсе невозможно.
Диагноз спорный, уверена эксперт. Потому как норма в гинекологии — это нечто среднее. В жизни же всё сложнее, и то, что является проблемой для одной женщины, для другой — рабочее состояние. Физиотерапия и прием гормонов в любом случае здесь не помогут, ведь увеличить матку невозможно.
Не сидеть на бетоне, носить рейтузы — наши мамы страшно боялись «застудить придатки» и просили нас одеваться теплее. На деле аднексит вызывается только инфекцией, а никак не переохлаждением.
Гинеколог-эндокринолог называет хронический аднексит, или то самое «воспаление придатков», любимым диагнозом врачей. Его ставят каждой второй женщине в России. При этом опираются на результаты УЗИ малого таза и неинформативного мазка «на степень чистоты». «Всё это заканчивается безумными схемами антибактериальной и иммуномодулирующей терапии», — заключает Елена Гецаева.
Плохой кровоток в матке часто обнаруживается во время беременности, и тогда страдает не только женщина, но и ребенок. Плацента и плод перестают получать необходимый уровень питательных веществ и кислорода, происходит замедление развития ребенка, что может сказаться на его умственных и физических способностях. Если оставить эту проблему без внимания, могут возникнуть фатальные последствия.
В российских клиниках этим пугают не только беременных женщин, но и тех, кто о ребенке пока не задумывается. Но определить норму очень сложно, говорит эксперт. В то время как фарминдустрия придумала огромное количество схем лечения этой сомнительной «болезни».
– это воспаление во внутренней части слизистой маточной оболочки, которое может приводить к нарушению менструальной функции и быть причиной бесплодия или невынашивания беременности. Основными симптомами этого заболевания являются нарушение менструального цикла, болезненные и обильные менструации, периодические ноющие или тянущие боли внизу живота.
Острое воспаление матки бывает разных видов, в том числе гонорейное и туберкулезное. Возбудителей очень много, они проникают в матку из влагалища или же разносятся по организму с кровью.
Елена Гецаева признает, что диагноз существует, но замечает, что масштабы заболевания вовсе не такие, какими их представляют гинекологи поликлиник. Стандартом диагностики является иммуногистохимическое исследование, а вовсе не УЗИ и «мазки на чистоту», которые так полюбили на постсоветском пространстве.
Гипертонус матки – это патология во время беременности, которая выражается в длительном напряжении мышц миометрия, то есть мышечного слоя матки. Сама по себе эта патология не расценивается как заболевание, однако чрезмерный мышечный тонус – это реальная угроза прерывания беременности.
— Данный диагноз зачастую является тем самым коммерческим диагнозом, благодаря которому многие частные клиники проводят массивную токолитическую и гормональную терапию в условиях дневного стационара, хотя наличие данного состояния в подавляющем большинстве случаев вполне физиологично (ибо матка — мышечный орган, основной функцией которого является сокращение), а реальный гипертонус сложно с чем-либо спутать и лечат его строго в стационаре, — заключает врач.