По соощениям газеты Коммерсант Российские авиакомпании всерьез обеспокоены утечкой летных кадров в Азию: по данным "Ъ", за последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов (около 100 из них в Китай), еще 400 человек — в процессе трудоустройства. По данным ее собеседников, за последние 2,5 года в регион уехали более 300 «наиболее подготовленных пилотов с отличными знаниями английского» — капитанов воздушного судна (КВС) и КВС-инструкторов. Еще около 400 пилотов этих категорий оформляют документы, говорят источники. Один из них не исключает, что сбои в графике рейсов «ВИМ-Авиа» могли случиться в том числе из-за ухода одновременно 12 КВС (командиров воздушного судна).
Начало массового оттока российских летчиков в Китай совпал с падением пассажиропотока и прекращением работы «Трансаэро», заметил источник в зарубежном рекрутинговом агентстве, которое набирает летчиков для КНР.
Транса́эро (юридическое название ОАО "Авиационная компания «ТРАНСАЭРО»") — первая и крупнейшая частная российская авиакомпания, прекратившая свою операционную деятельность в октябре 2015 года. Базировалась в московских аэропортах Домодедово и Внуково, формируя также дополнительный хаб в петербургском аэропорту Пулково. Авиакомпания выполняла пассажирские и грузовые рейсы по России, а также международные рейсы средней и большой протяжённости в страны Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. Флот авиакомпании составлял свыше ста воздушных судов. Трансаэро являлась второй в стране по годовому пассажирообороту авиакомпанией после Аэрофлота. За 2014 год авиакомпания на своих авиарейсах перевезла почти 13,2 миллиона человек. Операционная прибыль компании за 2014 год составила 10,5 млрд рублей.
С 2016 г. Китай упростил выдачу пилотам разрешений на работу, что «лишь стимулирует приход летного состава из России». 10 китайских авиаперевозчиков хотят нанять российских пилотов, в основном их интересуют КВС с налетом от 2500 часов. В Китае сейчас летают около 100 российских КВС и инструкторов, столько же готовятся перейти туда на работу, пишет газета.
В «ВИМ-Авиа» подтвердили уход некоторых пилотов, которые теперь работают в Китае, Индии или Вьетнаме.
Компания считает, что это происходит потому, что в этих странах государство создало условия для привлечения иностранных летчиков, их не ограничивают квоты, система валидации лояльна и местные рекрутинговые агентства ищут пилотов в России и других странах.
Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев на ПМЭФ-2017 сообщил, что в компании не хватает российских КВС и что «пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 2-3 раза выше». Сам «Аэрофлот», по его словам, больше не может повышать зарплату. В компании сейчас работает 21 иностранный пилот при квоте в 80 человек, компания запросила новую квоту на 40 пилотов-иностранцев.
Аэрофло́т (юридическое название — ПАО ооо «Аэрофлот — российские авиалинии») — крупнейшая авиакомпания России. Выполняет внутренние и международные рейсы из московского аэропорта Шереметьево. Является одной из старейших авиакомпаний в мире, начиная свою историю с 1923 года, являясь полностью государственным предприятием. После распада СССР компания стала полуприватизированной, так как контрольный пакет акций (51 %) находится под контролем государства. С апреля 2006 года «Аэрофлот» является полноправным членом авиационного альянса «SkyTeam». Также «Аэрофлот» вместе со своими дочерними авиакомпаниями «Россия», «Аврора» и «Победа» образует один из крупнейших в России авиационных холдингов — Группа «Аэрофлот».
Источник "Ъ" в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов "Трансаэро" (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек. Китайские авиакомпании готовы платить квалифицированным иностранным пилотам $17–25 тысяч в месяц.
В Российском Минтрансе основной причиной кризиса в отрасли считают высокий разрыв в зарплатах на фоне слабого рубля. Отток кадров начал сказываться на рынке: нехватку пилотов источник "Ъ" называет одной из причин скандального сокращения полетной программы "ВИМ-Авиа".
Как Вы думаете, какие пилоты придут на смену российским летчикам? Да, Вы совершенно правы, если думаете, что наши авиакомпании хотят приглашать пилотов из наших бывших республик и в первую очередь из Таджикистана, Узбекистана и т.д.
Обратим ваше внимание, что наемные пилоты из ближнего зарубежья также могли бы поехать в Китай и устроиться пилотами там, но, по разным причинам, их не принимают.
Невольно возникает вопрос - что же происходит с нашей гражданской авиацией? Неужели в погоне за прибылью наши авиакомпании готовы пренебречь безопасностью своих пассажиров, доверив управление воздушными судами малоквалифицированным людям? Вспоминаются случаи, когда наши гости из ближнего зарубежья имея специальность "штукатур" смело бпались за работу врача-стоматолога или хирурга. Не получится ли, также, и с нашими авиакомпаниями, готовыми принять на работу пилотами "трудовых мигрантов" без достаточного опыта?
Вузы, где можно получить профессию пилота гражданской авиации