Современные оптические приборы широко применяются для обучения студентов и школьников. Существенный технический прогресс, достигнутый в производстве и совершенствовании таких приборов за последние годы, позволил существенно снизить цены на это оборудование и в настоящее время широко применяется в различных учебных заведениях.
Световой микроскоп (от др.-греч. mikros [ми́крос] — «малый» и skopeo [скопéо] — «смотрю») — прибор для получения увеличенных изображений очень мелких объектов, не видимых невооружённым глазом. Рассматриваемый объект освещается потоком света — от специальной лампы или наведённым с помощью встроенного зеркала.
Прообраз первого микроскопа появился еще в 16 веке и с тех пор устройство прошло длинный путь своего становления и развития. Микроскопом называют прибор, предназначенный для увеличения мелких или практически не видимых человеческим глазом предметов и объектов. Процессы такого изучения называют микроскопией, которая подразделяется на категории в зависимости от вида микроскопа.
Световой микроскоп даёт увеличение в десятки, сотни и даже тысячи раз. С его помощью можно рассмотреть отдельные клетки многоклеточных организмов, например клетки крови; одноклеточные организмы — водоросли, простейших, бактерии; пыльцу и споры растений и др.
В микроскопе различают оптическую и механическую части.
Механическая часть микроскопа — это основание, штатив, тубус, револьвер для объективов, предметный столик с двумя клеммами, а также винты грубой и точной настройки.
Оптическая часть — главная в микроскопе.
Она состоит из окуляра, объективов и осветительного устройства. Объектив и окуляр представляют собой систему линз. Осветительное устройство обычно состоит из подвижного зеркала и конденсора с диафрагмой. Диафрагма служит для изменения ширины светового потока и равномерного освещения поля зрения. Зеркало имеет две поверхности — плоскую и вогнутую. Вогнутую поверхность зеркала нужно применять при слабых источниках освещения, а плоскую поверхность — при ярком свете.
Например, лучи солнечного света со стороны окна или от электрической осветительной лампы направляют зеркалом в отверстие диафрагмы. Некоторые модели микроскопов вместо зеркала оборудованы собственным источником света — специальной лампой-подсветкой.
Микроскоп даёт увеличение в десятки, сотни и даже тысячи раз. Для определения увеличения микроскопа нужно знать, во сколько раз увеличивают окуляр и объектив. На окуляре и объективах можно найти числа — показатели увеличения. Например, если окуляр увеличивает в 10 раз (надпись «10Х»), а объектив в 40 раз (надпись «40Х»), то микроскоп даёт увеличение рассматриваемого объекта в 400 раз: 10 нужно умножить на 40.
У каждого окуляра и объектива есть свое увеличение, которое вместе образует общее увеличение микроскопа. Чтобы высчитать его? нужно перемножить кратность увеличения окуляров и объективов. Так, например, если кратность окуляра составляет 10х, а объектива 40х, то общее увеличение будет составлять 400х. В некоторых приборах общее увеличение может составлять до 1200х. При таком увеличении можно рассматривать клетки растений и животных, строение насекомых, пыльцу растений и т.п.
Микроскоп поистине является самым универсальным средством для изучения микромира. Он используется для целого ряда исследований в различных отраслях науки и промышленности. Вот лишь некоторые направления его применения:
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа.
Исследования разных предметов при большом увеличении - полезное и увлекательное занятие. На уроках с помощью биологического микроскопа детям рассказывают о строении клеток, их структурах. Это важно, чтобы знания ребенка носили не только теоретический, но и практический характер.
С помощью микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает.
Микроскоп — это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. С его помощью дети познают окружающий мир на уровне микроскопических частиц, что позволяет им осознать его сложность с одной стороны и необъятность с другой.
Работа с микроскопом – это та часть обучения в школе, которая дополнительно мотивирует школьника и способна вызвать у него интерес к естественным наукам.