Какие-то тридцать лет назад такой проблемы не существовало. Во времена СССР все машины, выпускавшиеся отечественном автопромом были с механической системой переключения скорости. С переходом к открытому рынку к нам стали поступать машины с автоматической коробкой. В настоящее время практически все модели представлены как с ручной так и с автоматической системой переключения передач. Что же выбрать?
Выбирая автомобиль, обычно берут во внимание тип кузова, мощность мотора и комплектацию. Немаловажное значение играет и тип трансмиссии, которой оснащён автомобиль. Но идеального, подходящего всем автолюбителям типа трансмиссии, нет. Главное — ясно осознавать разницу между различными коробками передач и сделать, исходя из предпочтений, свой выбор.
Это самый старый тип трансмиссии. Водитель самостоятельно переключает передачи в зависимости от дорожных условий и интенсивности движения. Передачи переключаются «через нетралку» при выключенном сцеплении. Передачи подбирают так, чтобы двигатель работал нормально в заданном диапазоне скорости. На большинстве легковых автомобилей, трогаются на первой передаче, а уже затем переключаются «вверх».
Изначально механическая трансмиссия отличалась от нынешней коробки конструктивно и способу управления. Легендарный Ford Model T имел двухступенчатую коробку планетарного типа, приводившуюся в действие педалями с тремя позициями: нейтральной передачей, первой и второй. Задняя передача и тормоза включались двумя другими. Но спустя некоторое время, механическая трансмиссия стала трёхступенчатой, а уже в 60-е годы большая часть производителей переключилась на четырех ступенчатые. Через 20 лет, в 80-х, массово пошли пятиступенчатые, а уже к концу 20 столетия автомобили стали оснащаться шестиступенчатой механикой. Но это не является пределом: компанией BMW ведутся работы над созданием семи ступенчатой механики, в то время, как Porsche 911 уже ей оснащён. 4-ая передача прямая, она близко к единице, а пятая выполнена повышающей, ради экономичного движения.
Множество «ступеней» дают возможность плавно разгонять автомобиль с минимальными затратами топлива. Поэтому по степени разгона первые передачи переключаются быстрее, чем более высокие передачи. Это позволило получить автомобилю хорошую динамику с сохранением экономичности на высокой скорости. Для этого используются несколько рядов КП, в зависимости от двигатель, но передаточные числа передач не меняют.
На менее мощные двигатели устанавливается «короткая» пара, для обеспечения приемлемой динамики, в то время как мощные оснащены скоростной главной передачей. Однако на механике не только увеличивались передачи, она ещё и совершенствовалась. С течением времени передние передачи синхронизировались и стали переключаться мягко, без перегазовки и двойного выжима сцепления. У каждого нового поколения авто, механика становилась тише. Это позволило значительно увеличить ресурс срока службы коробки передач без частой замены масла.
Основная особенность автомата — переключение скоростей. Это осуществляется благодаря т.н. планетарной передаче и гидромеханическому приводу. Сложная гидромеханика передаёт передаточные числа без разрыва мощности. А потому при переключении передач работа автомата плавная и без рывков.
«Интеллектуальность» у автомата с гидротрансформатором выполняет гидроблок и гидросистема. Необходимость в переключении скоростей определяется центробежным регулятором, определяющем нагрузку на двигатель.
При всей сложности конструкции классический "гидроавтомат" имеет некоторые недостатки, основной из которых — низкий КПД. Со временем гидротрансформатор уступил место автоматической трансмиссии.
Первооткрывателем «умного автомата» стала компания Porsche, которая самой первой реализовывала полуавтомата АКП с электроникой.
Со временем эти действия выполняются автоматически и не приносят сильных хлопот, но на первоначальном этапе - вызывает определенный дискомфорт. В наше время «механика» удел бюджетных авто и спорт-каров. На всех современных автомобилях, начиная со средней ценовой категории, преобладают машины с автоматом.
Процент водителей, предпочитающих автомат постоянно увеличивается и, можно предположить, что в недалеком будущем 90% авто будут на автоматической трансмиссии.