Что выбрать: автомат или механику?

Автомат или механика?

Какие-то тридцать лет назад такой проблемы не существовало. Во времена СССР все машины, выпускавшиеся отечественном автопромом были с механической системой переключения скорости. С переходом к открытому рынку к нам стали поступать машины с автоматической коробкой. В настоящее время практически все модели представлены как с ручной так и с автоматической системой переключения передач. Что же выбрать?

Выбирая автомобиль, обычно берут во внимание тип кузова, мощность мотора и комплектацию. Немаловажное значение играет и тип трансмиссии, которой оснащён автомобиль. Но идеального, подходящего всем автолюбителям типа трансмиссии, нет. Главное — ясно осознавать разницу между различными коробками передач и сделать, исходя из предпочтений, свой выбор.

 

Механика

Это самый старый тип трансмиссии. Водитель самостоятельно переключает передачи в зависимости от дорожных условий и интенсивности движения. Передачи переключаются «через нетралку» при выключенном сцеплении. Передачи подбирают так, чтобы двигатель работал нормально в заданном диапазоне скорости. На большинстве легковых автомобилей, трогаются на первой передаче, а уже затем переключаются «вверх».


Изначально механическая трансмиссия отличалась от нынешней коробки конструктивно и способу управления. Легендарный Ford Model T имел двухступенчатую коробку планетарного типа, приводившуюся в действие педалями с тремя позициями: нейтральной передачей, первой и второй. Задняя передача и тормоза включались двумя другими. Но спустя некоторое время, механическая трансмиссия стала трёхступенчатой, а уже в 60-е годы большая часть производителей переключилась на четырех ступенчатые. Через 20 лет, в 80-х, массово пошли пятиступенчатые, а уже к концу 20 столетия автомобили стали оснащаться шестиступенчатой механикой. Но это не является пределом: компанией BMW ведутся работы над созданием семи ступенчатой механики, в то время, как Porsche 911 уже ей оснащён. 4-ая передача прямая, она близко к единице, а пятая выполнена повышающей, ради экономичного движения.


Множество «ступеней» дают возможность плавно разгонять автомобиль с минимальными затратами топлива. Поэтому по степени разгона первые передачи переключаются быстрее, чем более высокие передачи. Это позволило получить автомобилю хорошую динамику с сохранением экономичности на высокой скорости. Для этого используются несколько рядов КП, в зависимости от двигатель, но передаточные числа передач не меняют.

На менее мощные двигатели устанавливается «короткая» пара, для обеспечения приемлемой динамики, в то время как мощные оснащены скоростной главной передачей. Однако на механике не только увеличивались передачи, она ещё и совершенствовалась. С течением времени передние передачи синхронизировались и стали переключаться мягко, без перегазовки и двойного выжима сцепления. У каждого нового поколения авто, механика становилась тише. Это позволило значительно увеличить ресурс срока службы коробки передач без частой замены масла.

 

В настоящее время российские автосалоны предагают большой выбор автомобилей с автоматической и ручной коробкой передач (например, Армада карс мкад). Это позволяет покупателям осознанно сделать выбор и приобрести именно тот вариант, который им больше всего подходит.

 

Плюсы механики

  • Разгон автомобиля с механикой лучше, нежели у автомата. С ней можно "раскрутить" двигатель, а у автомата передачи начнут переключаться только при достижении определённых оборотов. Поэтому машину с механической коробкой переключения, теоретически, можно разогнать быстрее автомата (если мощность двигателя вообще позволяет это сделать).
  • При мастерском вождении и моментальном переключении скоростей, можно сэкономить на механике топливо, на автомате это вряд ли получится, поскольку автомат переключает передач работает по заранее заложенному алгоритму. Машины на автомате менее экономичны по потреблению топлива.
  • Механике, по сравнению с автоматом, нужно меньше масла. Автоматическая коробка потребляет до 10 литров, а в механику заливается лишь около трех.
  • В зимнее время авто с механикой заводится легче. Это потому, что в её коробке находится меньше масла и при выжиме сцепления, коробка передач отключается от двигателя.
  • Ремонт механики обойдётся дешевле автомата.

 

Минусы механики

  • Основной её минус — вождение. Начинающим автолюбителям приходится долго к ней привыкать.
  • Неопытный водитель, может с лёгкостью "сжечь" сцепление трогаясь с постоянными перегазовками.
  • Ресурс двигателя на машине с механикой ниже, чем с автоматом, так как последний не позволяет раскручивать двигатель до предела.

 

Автомат

Основная особенность автомата — переключение скоростей. Это осуществляется благодаря т.н. планетарной передаче и гидромеханическому приводу. Сложная гидромеханика передаёт передаточные числа без разрыва мощности. А потому при переключении передач работа автомата плавная и без рывков.


«Интеллектуальность» у автомата с гидротрансформатором выполняет гидроблок и гидросистема. Необходимость в переключении скоростей определяется центробежным регулятором, определяющем нагрузку на двигатель. При всей сложности конструкции классический "гидроавтомат" имеет некоторые недостатки, основной из которых — низкий КПД. Со временем гидротрансформатор уступил место автоматической трансмиссии. Первооткрывателем «умного автомата» стала компания Porsche, которая самой первой реализовывала полуавтомата АКП с электроникой.

По степени комфортности ручное переключение значительно уступает автомату. Необходимость постоянной работы рук и ног (выжим педали сцепления и ручное включение нужной передачи) требуют напряжения и повышенного внимания.

Со временем эти действия выполняются автоматически и не приносят сильных хлопот, но на первоначальном этапе - вызывает определенный дискомфорт. В наше время «механика» удел бюджетных авто и спорт-каров. На всех современных автомобилях, начиная со средней ценовой категории, преобладают машины с автоматом.

 

Процент водителей, предпочитающих автомат постоянно увеличивается и, можно предположить, что в недалеком будущем 90% авто будут на автоматической трансмиссии.

 

Читайте также: