Платное образование в Бауманке

Платное образование в Бауманке
Меньше чем за 45 тыс. рублей выпускник Бауманки даже «не нагнется, чтобы поднять бумажку». При таком стартовом доходе есть ли смысл получать платное образование в одном из лучших инженерных вузов страны? Об этом размышляет проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Борис Падалкин.

 

- Если человек не проходит на бюджет в Бауманку, как Вы ему по-отечески посоветуете поступить?

— Возможности советовать ограничены. Есть порядок приема в вузы. До 25 июля нужно подать документы, выбрать специальности и указать, хотите вы участвовать в конкурсе на бюджет, на платные места или туда и туда.

После 25-го ничего уже переиграть нельзя, можно только сняться. А то, что я не прохожу и теперь хочу на другой факультет — это, извините, недопустимо. И захотеть заплатить после того, как не прошел на бюджет, нельзя — это запрещено по закону.

Есть предельная численность студентов, которая определена лицензией и свидетельством об аккредитации вуза — так называемая лицензионная емкость. И больше первокурсников взять мы не можем — им, образно говоря, стульев не хватит.

У нас процентов 90 студентов учатся на бюджете, потому что министерство образования дает нам большой план приема, практически совпадающий с нашей емкостью. Поэтому платных студентов у нас всего порядка 10 процентов — больше мы при всем желании не можем взять.

 

С точки зрения экономики вуза платные и бесплатные студенты обходятся примерно в одинаковые суммы. Мы не можем на платной форме брать со студентов меньше денег, чем нам выделяют на бюджетников. Задержек с финансированием нет, какая нам разница — получить деньги от министерства образования или от студента?

 

— На каких факультетах МГТУ абитуриенты готовы учиться даже за деньги?

— Больше всего платников на факультетах информатики и систем управления, лазерной электроники, биомедицинской техники, инженерного бизнеса и менеджмента.

 

Если говорить о специальностях, которые завершили набор в первую волну, то это прикладная механика (проходной балл 267), автоматизация технологических процессов и производства (проходной 284), холодильная и криогенная техника и системы жизнеобеспечения (проходной 276), мехатроника и робототехника (проходной 272), высокотехнологические плазменные энергетические установки (проходной балл 260).

 

Информатика сюда не попала, потому что там большой набор, и пара человек в итоге оригиналы не принесли, и места ушли на вторую волну.

 

— Так, если человек не прошел по баллам в Бауманку, может, имеет смысл пойти учиться бесплатно туда, где проходной балл пониже?

— А вот это вопрос! Если человек хочет получить качественное инженерно-техническое образование, то платит нам. Приличный выпускник на инженерной должности сразу получает в диапазоне 45–50 тысяч. Меньше — он даже нагибаться не будет, потому что понимает, что востребован.

 

— После дешевого образования перспективы хуже?

— Тоже не факт. Качество образования связано со стартовыми условиями и проходными баллами совершенно нелинейно. Например, человек созна- тельно выбрал институт похуже, но ближе к дому. Но зато у него каждый день появились два часа свободного времени дополнительно, которые он может потратить на чтение книжек.

 

Самый наш титулованный физик из ныне живущих — Нобелевский лауреат академик Жорес Алферов. Но он сначала поступил в скромный Минский политех, а в итоге закончил Ленинградский электротехнический институт, который также не являлся в те годы первым выбором для тех, кто ищет первоклассное техническое образование.

Просто те, кто добирается до вершин — это люди с искрой Божией. Для них образование — просто старт.

 

— А у Вас самого нет ощущения, что платники в Бауманке — неудачники?

— Нет и никогда не было. У нас обычно происходит так: человек проходит на бюджет на менее популярную специальность, но хочет учиться на более популярной и перспективной на его взгляд. Вот он и идет туда на платное.

 

— Что должен сделать студент-платник, чтобы платить за свою учебу меньше?

— Скидки за обучение на контракте сегодня законом запрещены. Я не знаю, как это у себя делает «Вышка».

А перевод с платной формы на бюджет — обычная практика. В каждую сессию мы переводим человек 10–15. Условие перевода — это хорошая учеба. Студенты в течение семестра накапливают баллы, потом они переводятся в оценки. Для того чтобы перевестись на бюджет, надо одну сессию сдать на 4 и 5, следующую — на отлично. Ну и, конечно, надо, чтобы на его специальности были бюджетные места. А они, как правило, есть.

 

— Что будет происходить с платным образованием в нашей стране?

— Путь один: выделение группы ведущих университетов и их поддержка на самом высоком уровне плюс строгий спрос с вузов за качество подготовки. Откровенной продажей дипломов заниматься нельзя, такие вузы нужно бить, и для этого есть инструменты.