За последние годы количество желающих поступать в вузы резко сократилось. Большинство вчерашних выпускников школ выбирают колледжи. О причинах этого явления и дальнейших перспективах среднего профессионального и высшего образования в этой статье.
Когда-то давно, лет двадцать назад, наши соотечественники искренне верили, что высшее образование гарантирует в жизни все, или почти все. Поэтому мечта идеального родителя была примерно такой: вот сейчас сын (дочь) закончит школу, поступит в университет (любой, пусть даже расположенный в недавнем подвале), и с заветным вузовским дипломом его прямо за дверью ждут десятки и сотни работодателей. Конечно, все это и тогда было неправдой, но общество хотело верить в светлое и желательно не-рабочее будущее.
Все изменилось с принятием в 2013 году нового федерального закона «Об образовании» и ряда подзаконных актов к нему. Кроме прочего, законодатели тогда провозгласили важный принцип: выпускники колледжей могут поступать в вузы без ЕГЭ. Единый государственный экзамен, к тому моменту ставший всеобщей страшилкой, оказалось возможным не сдавать для исполнения все той же не-рабочей мечты, и это было принято как лайфхак, ошибка системы, потайной ход, которым можно воспользоваться.
С ЕГЭ связано и другое обстоятельство: отчетность по результатам этого экзамена зашили в показатели эффективности работы школы и директора. Директора школ довольно быстро поняли, что показатель успешности школы по ЕГЭ проще решать не ростом числителя (сколько выпускников сдали экзамен успешно), а уменьшением знаменателя (сколько сдали экзамен неуспешно).
Еще одним новшеством закона стала ликвидация отдельного уровня «начального профессионального образования», а с ним и ликвидацией профтехучилищ. Само по себе обучение по рабочим профессиям никуда не делось – просто училища стали присоединять к техникумам, попутно переименовывая последние в колледжи. А это сами знаете, две большие разницы: учиться в колледже, либо учиться в профтехучилище. К тому же, после училища было нельзя поступать в вуз, а после колледжа – можно. Отныне эта проблема исчезает и любой выпускник среднего профессионального учебного заведения может поступать в вузы со всеми привилегиями.
С выходом нового закона «Об образовании» совпало и другое печальное событие – падение реальных доходов населения. С 2014 года в нашей стране реальные доходы населения падают уверенно и стабильно.
Это обстоятельство изменило многие жизненные стратегии, в том числе в сфере образования детей – взрослые стали искать, как бы побыстрее и подешевле выполнить свой долг перед наследниками и дать им образование. А точнее – как бы поскорее сделать так, чтобы наследники перестали сидеть на шее и отправились сами зарабатывать себе на жизнь. Таким выходом вновь оказались колледжи, где специальность можно получить минимум всего за два года, а для выпускника девятого класса – максимум за 3-4.
Наконец, в середине 2010-х государство стало активно вкладывать средства в ремонты и оборудование системы образования. Досталось не только вузам: активно стали модернизироваться и колледжи. Сегодня для регионального государственного колледжа получить десяток-другой миллионов рублей на модернизацию, ремонты или оснащение лабораторий не составляет труда. Министерство просвещения РФ, а с ним и региональные министерства по нацпроекту «Образование» и другим «линиям» разбрасывают деньги над образовательными учреждениями как сеятель облигации. Не ловят только ленивые или выгоревшие. Все это также способствовало росту популярности среднего специального образования.
Факторы, повлиявшие на рост популярности колледжей:
На этом этапе может показаться, что все это как будто бы выглядит вынужденной стратегией. На самом деле это не так. Да, многих вытесняют из школы после 9-го класса, доходы родителей падают, бюджетные места в колледжах дают все больше – вот и идет народ в колледжи, в основном от безысходности. Но в реальности все несколько по другому и решение идти в колледжи является более осознанным, чем может показаться.
Основные аргументы в пользу колледжей:
В 2019 и в 2020 году по итогам приемной кампании на программы среднего профессионального образования в эти вузы поступило больше студентов, чем на бакалавриат и специалитет. Причем в 2020 году эта разница стала не просто символической: студентов колледжа в новом наборе оказалось в полтора раза больше, чем студентов первой ступени высшего образования. Это означает, что вузы простым замещением контингента за пару лет в реальности превратятся в классические колледжи: студентов по программам СПО там станет подавляющее большинство.
В 2010 году на программы первой ступени высшего образования поступило 1,6 миллионов человек, а в колледжи – 850 тысяч. В 2015 году в вузы поступило уже чуть более 1 миллиона человек, а в колледжи – 699 тысяч. В 2020 году вузы получили 873 тысячи абитуриентов, колледжи – 900 тысяч. Можно с большой долей вероятности спрогнозировать, что к 2025 году в российские колледжи поступит более миллиона человек, а в вузы – менее 800 тысяч.
У защитников высшего образования остается последний аргумент – это история о том, что результаты обучения в бакалавриате каким-то невероятным образом отличаются от того, что человек может получить, обучаясь в колледже. Отвечая на этот вопрос, возьмем для примера специальность «Дизайн» - в вузе и колледже.
Сравним самое святое – два федеральных государственных образовательных стандарта (для вузов и колледжей) по этой специальности.
Итак, по ФГОС специальности «Дизайн» в колледже после 11 класса вам нужно учиться 2 года и 10 месяцев. Поступая в колледж в Новосибирске, за три года вы заплатите за обучение примерно 180 тысяч рублей. За эти деньги вы получите почти 4,5 часов учебных занятий, в том числе, по профильным предметам – более 2,3 тысяч часов. И головы Венеры, и натурщицы, и графические редакторы – все это вам обязательно встретится за эти три года обучения.
В альтернативной вселенной, поступая после 11 класса на программу бакалавриата по тому же «Дизайну» в вуз, учиться вам придется уже 4 года. За это время вам должны выдать более 8,5 тысяч часов, в том числе порядка 3 тысяч часов – общеобразовательные предметы (физкультура, ОБЖ, математика и прочее), и около 900 часов – практик. То есть, собственно практическое обучение займет у вас около 4,6 тысяч часов, в том числе в аудитории – порядка 3 тысяч часов. За 4 года в бакалавриате по «Дизайну» в Новосибирске вы заплатите от 750 тысяч до 1 миллиона рублей.
Однако надо иметь ввиду, что в нашей стране на законодательном уровне введены различия между средним профессиональным и высшим образованием, что влияет на возможность занимать определенные государственные должности или работать по определенной специальности.
Однако в остальном колледжи в значительной мере свободны, и даже более автономны, чем вузы. Хотя бы потому, что колледжи регулирует региональные министерства образования, а не федеральный Рособрнадзор.
***
24.06.2021 г.
Что будет, если не сдать ОГЭ? Просто идёте в колледж
Какие оценки будут в аттестате по окончании девятого класса?
Колледжи и техникумы хотят превратить в ПТУ. Грядёт реформа среднего специального образования
Как поступить в колледж, техникум, училище?
Можно ли поступить в колледж (техникум) без экзаменов?
Как поступить в колледж? Пошаговая инструкция.