По данным аудитора Счетной палаты Александр Филипенко, в прошлом, 2014 году, году были закрыты 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. Масштабное переустройство системы образования с целью экономии средств затрагивает не только сотрудников сокращаемых учреждений, но и может негативно сказаться на общем уровне и доступности образования.
В результате детских садов станет меньше на 5,6%, школ, гимназий и лицеев – на 6%, детских домов творчества и клубов – на 3,6%, колледжей и техникумов – на 16,1%, детдомов и приютов - на 14,7 %.
При проверке итогов этой кампании Счетная палата считает, что «мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения».
В прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. Но, «согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году». То есть нужны новые школы — и много! Но «вплоть до 2018 года запланирована ликвидация в стране еще 870 школ»!
При этом (и это тоже наша фишка), «в результате оптимизации в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли»! В Сахалинской области – на 155%, в Татарстане и Мордовии – на 146%, в Удмуртии – на 125%.
Не улучшила «оптимизация» и ситуацию с доступностью образования для сельских жителей. Почти в десяти тысячах сел нет детсадов. В 6 тысячах - школ. Из 940 деревень детям добираться до ближайшей школы приходится более 25 км.
Одной из задач «оптимизации» было повышение зарплат учителей и воспитателей. Но во многих детсадах, школах и в детдомах похвастаться серьезным ростом доходов сотрудников не могут. А сокращенные в результате реформы педагоги не могут найти себе адекватную работу. В прошлом году трудоустроить смогли только половину высвободившихся работников.
При этом кадров-то не хватает! Например, в Вологодской области более 18% школьных учителей - совместители. В Смоленской области по совместительству работает каждый третий учитель. «То есть рост зарплаты сопровождается дополнительной нагрузкой, когда, например, педагог среднего профобразования вместо положенных 720 часов в год работает 1,5 тыс. часов и более», - отметил Александр Филипенко.
По расчетам Минобрнауки России, в 2014 г. предполагалось высвободить и направить на повышение оплаты труда педагогов 20,3 млрд. руб. Но фактически удалось наскрести только 9,4 млрд. руб.
«Белгородская, Ярославская области и Республика Мордовия - вовсе не направляли полученные от оптимизации средства на повышение оплаты труда», - уточнил аудитор Филипенко. И добавил: «Не планируют прирост финансового обеспечения от проведения оптимизационных мероприятий Ивановская, Самарская, Псковская, Калужская, Свердловская области и Республика Чувашия - в 2015-2018 годах, Московская и Вологодская области – в 2016-2018 годах, Республика Татарстан – в 2017-2018 годах, Республика Башкортостан и Тульская область – в 2018 году».
В общем, отмечает Счетная палата - конечная цель оптимизации - повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Однако, аудиторы не смогли обнаружить «влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций».