Собеседование при приеме ребенка в школу

Ребенок делает уроки

Вот и подошел срок поступления в школу! Очень вероятно, что Вам предложат пройти предварительное собеседование, психологическое тестирование у психолога или что-нибудь подобное. Маленький ребенок при этом может испытывать стресс, теряться, чувствовать себя скованно и неуверенно. Что представляет собой процедура тестирования и как подготовить ребенка к встрече со школой так, чтобы она оказалась приятной и расскажет данная статья.

Почему проводятся подобные тестирования, думаю, Вам объяснять не надо - все школы хотят получить наиболее подготовленных к учебе детей с устойчивой психикой и способностями к обучению. И чем лучше будет проведен первичный отбор, тем проще будет последующие 11 лет обучения. Подобные собеседования проводят во всех школах, гимназиях - это необходимый элемент при приеме документов будущих первоклассников. В то же время сильного беспокойства по этому поводу проявлять не нужно, так как ребенка примут в школу вне зависимости от того, какой уровень подготовки он продемонстрирует на собеседовании.

 

Целью психологического тестирования при поступлении в первый класс является проверка базовых знаний ребенка об окружающем мире, уровня овладения ребенком чтением, письмом; а также диагностика эмоционально – волевой, мотивационной сферы.

 

Хотите Вы этого или нет, но скорее всего, избежать данной процедуры Вам не удастся (если только у вас нет связей с выбранным местом учебы вашего ребенка). Но это и не страшно. Важно подготовить ребенка к процессу собеседования, чтобы он не вызывал страха или робости.

 

Ребенок должен четко отвечать на вопросы психолога, при этом демонстрируя эрудицию, словарный запас, грамотность в отношении русского языка, знания об окружающем мире.

Процедура представляет собой ситуацию деловой беседы взрослого и ребенка и проводится в спокойной обстановке (как правило, это кабинет психолога).

Психолог поочередно задает ребенку значимые вопросы: как его зовут, сколько ему лет, знает ли он свою фамилию; просит назвать полные фамилию, имя и отчество родителей. Далее следуют тестовые задания: на проверку психических познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), формирования общей готовности.

 

Большое внимание уделяется проверке развития связной речи, умения мыслить синтетически, анализировать, рассуждать. Ребенка могут спросить, какое у него любимое художественное произведение, что он больше любит – сказки или стихи, и такие вопросы не должны его смутить или выбить из колеи.

Очень важно заранее подготовить ребенка к процессу тестирования. Правильный позитивный настрой значительно повысит активность ребенка на собеседовании. Никогда не следует запугивать малыша. Объясните, что от него требуется говорить спокойно, четко, ясно, и не нужно бояться переспрашивать, если суть задания осталась не ясной.

Желательно дома прорепетировать процедуру тестирования: так он будет чувствовать себя увереннее. Родителям следует успокоиться и довериться профессионалам: все вопросы, которые будут заданы ребенку, входят в обязательную программу детского сада, не прозвучит ничего нового.

Если вы присутствуете при собеседовании, каковы бы ни были ваши родительские чувства, постарайтесь не вмешиваться в процесс: этим вы можете помешать не только психологу, который выполняет свою работу, но и своему ребенку. Ребенок должен чувствовать, что он сам справляется с поставленной задачей. Дайте ему возможность самостоятельно рассуждать, находить свои ответы на вопросы, которые будут заданы.

После того, как встреча с психологом завершится, нелишним будет поговорить с ребенком: попросите его выразить свое впечатление, узнайте у него, что ему понравилось, запомнилось, а что показалось трудным, вызвало огорчение или страх. Избегайте резкой оценки в отношении пройденного собеседования. Даже если результаты вас не удовлетворяют, исправить их вы не можете.

При поступлении ребенка в школу психолог проводит собеседование с ним по следующим отраслям знаний:

Математика

Ребенок должен знать счет, уметь считать от 1 до 20 ( и в обратном порядке), уметь решать простейшие примеры и задачи. Ничего страшного не случится, если ребенок допустит ошибку, главное, чтобы он демонстрировал понимание и знание того, о чем его будут спрашивать.

Окружающий мир

Здесь важно знать явления природы: почему идет дождь, чем зима отличается от лета, сколько месяцев в году и дней в неделе. Ребенку могут задать вопрос, какие птицы улетают на юг, а какие остаются зимовать в городе, попросить перечислить домашних и диких зверей, птиц. Возможны вопросы на смекалку и сообразительность, как то: чем отличается птица от самолета? Ведь и птица и самолеты летают. Здесь ребенок должен будет подумать, порассуждать.

Русский язык и чтение


Это, безусловно, важный компонент. В идеале ребенок должен показать владение техникой чтения, но это вовсе не обязательно. Обязательным является знание всех букв, умение читать по слогам, отличать гласные звуки от согласных. Важно знание детской литературы: ребенок сам может дополнительно рассказать заранее подготовленное стихотворение или выученный отрывок из басни, либо же пересказать какую - либо сказку: какие там есть любимые герои, что происходило в самом произведении.

Психолог обращает внимание на сформированность мотивационной сферы и степень развития познавательных процессов будущего школьника, насколько полно и уверенно он отвечает на вопросы.

Краткий обзор тестовых методик, применяемых для оценки уровня готовности будущих первоклассников:

Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти

Цель методики: оценить объем кратковременной памяти, уровень внимательности и запоминаемости.

Суть методики: ребенку предлагается запомнить ряд коротких слов, не связанных между собой. После зачитывания инструкции психолог сначала сам называет слова, а затем просит ребенка повторить те, которые он запомнил.


Методика оценивания готовности к социальному взаимодействию

Цель данного тестирования: получить общую информацию о житейских знаниях ребенка.

Суть методики: психолог задает ребенку вопросы, касающиеся социальных ролей. Например, психолог может задать вопрос: чем отличаются профессии врача и учителя, почему, приходя в гости, нужно здороваться, как следует вести себя в классе.

Методика на определение аналитических способностей, умения обобщать

Цель методики: изучить сферу логического мышления, знаний об окружающем мире.

Суть методики: перед ребенком раскладывают карточки с изображением животных, растений, предметов бытовой техники, мебели и дают задание распределить карточки по группам, объединяя по какому-либо одному признаку.

Методика на выявления уровня образных представлений

Цель: получить информацию об уровнях развития образного мышления, умения синтезировать материал.

Суть методики: ребенку предлагается собрать целую картинку из разрозненных частей по типу мозаики.

В заключение хочется добавить: результаты собеседования всегда приблизительны, потому, что имеет место человеческий фактор: ребенок может застесняться, и даже если знает ответ на вопрос, промолчать или допустить ошибку. Не следует сильно переживать, если результаты оказались не такими, какие вы ожидали бы видеть. Ведь гораздо важнее не то, как нас оценивают другие, а сохранить интерес ребенка к обучению.