Эффективность Российского образования. Мифы и реальность.

Мифы о неэффективности современного образования

Все мы очень переживаем за наших детей и их будущее. Когда речь заходит о развитии их личностных и профессиональных качеств, всё чаще поднимается вопрос «правильности» современного подхода к школьному образованию. Повсеместная компьютеризация, ЕГЭ, множество нововведений и пилотных проектов, отказ от советской «строгой» модели преподавания – тенденция, часто критикуемая и как будто спорная. Для тех, кто сомневается в эффективности образования нового поколения, собираем факты и ударяем по мифам.

Учителя нынче не те

Эта размытая формулировка в различных её вариациях стала очень популярна. Предположительно, под этими словами подразумевается отсутствие столетней преподавательской практики, всевозможных корочек, званий и всего того, чем должен обладать порядочный учитель советской модели.

 

Дело в том, что сегодня в сфере школьного образования ставка делается на молодых специалистов, часто вчерашних студентов педагогических вузов. Разумеется, набрать пузатое портфолио сертификатов и километры академических часов они пока не успели.

 

Но это совсем не означает, что курс молодого учителя будет менее эффективен, чем программа опытного преподавателя. Тем более, что сегодня созданы все условия для развития профессиональных качеств преподавательского «молодняка». 

 

Например, Московский центр качества  образования (МЦКО), регулярно проводит независимые аттестации столичных учителей, а также диагностики качества образования. Всё честно, прозрачно, объективно: проверяют молодых специалистов профессиональные комиссии извне. А ещё учитель может в рамках испытания повысить квалификацию, если того заслужил.  Вот вам и первые трофеи.

 

А вот и бодрящий факт:

 

Последняя Всероссийская олимпиада показала, что молодые учителя без профкатегории воспитывают победителей наравне с корифеями педагогики. Более того, российские школьники занимают исключительно призовые места на международных интеллектуальных соревнованиях. 

 

Например, на прошедшем в Бухаресте математическом марафоне VIII Romanian Masterin Mathematics первое место занял москвич Иван Фролов. Он оставил позади сверстников из Китая, Франции, Италии, Кореи, Болгарии, Бразилии, Мексики, Польши, Румынии, Великобритании и США.

 

Строгость vs психология

Многие жалуются, что сегодняшней школе не хватает советской боевой закалки. Ведь чем строже, тем эффективней. Но так ли это на самом деле?

 

Дети – создания непосредственные, личностно не сформированные, жизнью не обученные. Кто-то полагает, что без кнута не обойтись, на самом же деле, современных школьников перспектива наказания и повышенные тона отнюдь не мотивируют. Более того, авторитарный стиль преподавания может напрочь отбить желание учиться.

 

Принципиальная позиция современного образования – дружественный диалог и индивидуальный подход к каждому. Это кратчайший путь к раскрытию таланта ребенка и развитию его способностей.

 

Московские школьники активно участвуют в научных и творческих проектах вместе со своими учителями. Главное, детям это нравится, они открытые, инициативные, энергичные и креативные. Потому что не боятся и знают, что их услышат и поддержат.

 

Ох уж этот ЕГЭ

Наверное, самая обсуждаемая школьная тема – это Единый госэкзамен. Постараемся разрядить панические настроения относительно подготовки к главному экзамену страны. К ЕГЭ в школах готовят тщательней тщательного: ежедневно, скрупулезно, прогоняя по всем заданиям и вариантам. Но от предэкзаменационных волнений это не спасает.

 

К счастью, переживающие могут сдать пробный экзамен на базе МЦКО. Центр обеспечивает условия, максимально приближенные к условиям итогового госэкзамена, так что ученик не только проверит свои знания и выявит пробелы, но и подготовится к ЕГЭ психологически.

 

Пробные испытания в стенах школ в обязательном порядке проходят все выпускники. В январе ребята сдавали русский язык и математику. Кроме этого, обязательную предметную диагностику проводят для учащихся 4-х, 7-х и 10-х классов. Испытать силы можно и в индивидуальном порядке, в любом возрасте и по любому предмету, правда, не бесплатно.

 

Что касается претензий серии «а вы сами этот ваш ЕГЭ писать пробовали» пробовали ещё как!

 

С конца марта и до конца апреля в МЦКО поступили более 1500 заявок от педагогов. Учителя добровольно записываются на тестирование, чтобы и себя проверить, и выявить все сложные и спорные моменты, которым нужно уделить больше внимания при подготовке.  Наконец, вселить уверенности в подопечных: «Мы сдали, и вы справитесь!».

 
Кстати, результаты ЕГЭ московских школьников становятся лучше с каждым годом. Так, в 2015 году столица сдала госэкзамен в три раза лучше, чем в среднем по стране, при этом число выпускников, набравших максимальное количество баллов, увеличилось примерно на 25% по сравнению с 2014 годом.

 

Куда без репетитора

Многие родители, сомневаясь в эффективности школьной программы, нанимают частных преподавателей. Если вы решили обратиться к специалисту со стороны, имейте в виду: многие из них далеки от понимания школьной программы, а ведь именно на ней основан экзамен. Не стоит полагаться на всевозможные сертификаты и дипломы, не связанные с образовательной деятельностью.

 

Желательно, чтобы репетитор был действующим учителем или хотя бы студентом, прошедшим педагогическую практику. Иначе индивидуальная подготовка может не только не подготовить, но и навредить – за ваши деньги.

 

В учебных учреждениях особое внимание уделяется программам допобразования. Так что для начала смело отправляйте ребёнка в научные кружки. В столичных школах проводятся дополнительные занятия практически по любому предмету, причём 80% из них бесплатные.

 

А был ли прогресс

Технологии развиваются молниеносно, что определенно есть хорошо. С другой стороны, всеобщие волнения на тему «гаджеторизации» детей растут прямо пропорционально прогрессу.

 

Многие переживают, что наши дети и так погрязли во всех этих HiTech-довольствиях, а теперь и школы туда же: электронные учебники, интерактивные доски, 3D-технологии. Разрешим сомнения категорично. Разорвать нерушимую связь ребенка с айфоном не получится, даже не старайтесь. Поэтому внедрение технологий в учебный процесс, безусловно, польза, а не вред.

 

Дети «синхронизировались» с технологическими реалиями окончательно и бесповоротно: они не представляют жизни без гаджетов, мессенджеров и соцсетей. Заинтересовать обитателей виртуальной реальности классическими учебниками и обычной доской не получится.

 

Современным школьникам намного проще воспринимать информацию с электронных носителей. В столичных школах это понимают, поэтому и применяют компьютерные программы, обучающие игры в цифровом формате. Так намного интересней.

 

Кстати, вся эта техника появилась в школах в далеком для технического прогресса 2011 году. С тех пор технологии улетели далеко вперед: появились 3D-принтеры и 3D-ручки, мультимедийные панели и, конечно, скоростной интернет.

 

Так что можно сказать, что школы нынче оборудованы по старинке.  Если последние новшества подключить к учебному процессу, образование станет еще эффективней.

 

Дарья Игумнова