Правильно подготовить ребенка к школе — задача непростая. Излишней настойчивостью можно, наоборот, выработать отрицательный рефлекс на процесс обучения. Как сделать так, чтобы это проходило интересно и весело? Это игровая форма обучения ребенка, о которой мы и поговорим сегодня.
К семи годам ребенок должен иметь определенную подготовку к обучению в школе. Домашняя подготовка поможет ему спокойно и без эмоциональных перегрузок воспринимать школьную программу.
Сама подготовка заключается не столько в знакомстве с алфавитом, цифрами, словами, но и, прежде всего, в тренировке памяти ребенка, его способности к аналитике и запоминанию. Это основа-основ.
Имея такой базис — освоение материала будет значительно легче.
Например, для тренировки зрительной памяти можно поиграть и в такую игру.
На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек, предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предлагаете малышу расставить все, как было раньше.
Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно еще поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше - прекрасный результат. А теперь и вам ребенок может предложить проверить память и внимание.
Эта группа упражнений носит название "задачи Пиаже" по имени известного швейцарского психолога. Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребенку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам их измерит, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Уточните теперь: какая из ниток длиннее?
Обычно ребятишки-дошкольники указывают на ту, что размотана. В этом случае спросите: почему он так думает, что произошло с длинной ниткой в клубке? Попросите ребенка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остается неизменной?
Предложите ему другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Какая из полосок длиннее?
Можно показать два одинаковых стакана с одинаковым количеством воды. Затем перелить воду из одного стакана в другой, более узкий и высокий. Где воды стало больше? Дети любят разгадывать разные задачки-шутки.
Например: цапля на одной ноге весит 10 кг, сколько она будет весить на двух ногах? Что тяжелее - 1 кг железа или 1 кг ваты?
И еще одно упражнение-тест "Один и много".
Вы называете один предмет, а малыш во множественном числе, например: книга - книги, собака - собаки, дерево - деревья, ухо - уши, морковь - моркови, стул - стулья, лебедь - лебеди, свеча - свечи, ножницы - ножницы, окно - окна, пальто - пальто и др. Если ребенок не допустил ошибок - поздравляем вас, ваши воспитательные усилия не пропали даром.
Если он сделал 1-2 ошибки - надо заниматься дальше, если же больше 3 ошибок - ежедневное чтение в течение получаса должно стать для вас приятной обязанностью.
Для поощрения ребенка подойдет что-то особо приятное для него. Так, например, после успешного завершения всех, намеченных на сегодня упражнений, можно поощрить его какой-либо любимой компьютерной игрой. Но даже в этом случае игры должны быть подобраны таким образом, чтобы они давали ребенку какое-то развитие. Так, например, для девочки можно подобрать сайт с развивающими играми, в котором она сама выбирала бы игру. В качестве примера можно порекомендовать сайт "Игры для девочек" - http://igrydlyadevochki.ru/igry_na_1. Здесь собрано большое количество детских онлайн игр, которые могут подойти Вашему ребенку.
Не допускайте, чтобы малыш скучал во время занятий. Заинтересуйте его. Если ребенку весело, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями.
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если что-то не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов малыша. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку заданий, превышающих его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Не пытайтесь предлагать задания, если малыш утомлен, займитесь чем-то другим.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите малыша за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.