При достижении возраста 14-18 месяцев ребенок начинает говорить. У детей развитие речи может протекать по-разному. Что делать если Вы заметили нарушения в речи ребенка?
У ребенка процесс развития речи проходит в несколько этапов
Подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.
К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "мА", "па", "ба", "на", "ди" ("иди ), "да" ("дай") и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.
К полутора годам возникает первый период вопросов "что это?". В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.
К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги "через", "вдоль" и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: "почему?", "зачем?".
Однозначный ответ дать трудно. Это зависит от множества причин. Прежде всего надо исключить врожденные или приобретенные патологии медицинского характера. Например, при удалении миндалин у ребенка возникает желание молчать, чтобы не причинять себе боль. Со временем эта привычка может закрепиться в стиле поведения, что может привести к задержке развития речи и психоэмоциональной замкнутости.
Другими причинами могут быть:
Установлено, что задержка речевого развития непосредственно влияет на формирование психики ребенка. Не говоря уже об усложнении общения с окружающими, у ребенка ухудшается процесс выражения эмоций, тормозится развитие воображения и восприятия. Малыш будет труднее понимать речь и даже то, что от него хотят, выражаемое жестами, ему также затруднительно будет выразить свою мысль самому. Кроме того, будет ограничен словарный запас ребенка, затруднителен процесс определения ребенком окружающих предметов. И, как следствие, несколько замедленный уровень развития в целом.
Заметив какой-либо из вышеперечисленных признаков, нужно сразу же обратиться к врачу и начать усиленно заниматься с малышом. Ну а чтобы избежать этой проблемы, необходимо изначально больше времени уделять ребенку. Чтобы не было задержки развития речи, достаточно соблюдать некоторые несложные рекомендации:
Надо отметить, что большое количество обращений от родителей по поводу озабоченности развитием и правильности речи вызвано психоэмоциональными факторами у ребенка. Сюда можно отнести и СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, при котором часто возникают девиации в развитии речи.
К сожалению, не всегда дополнительные усилия родителей могут принести желаемый результат. В таких случаях лучше всего обратиться к специалистам. Это могут быть как логопеды, так и детские нейропсихологи (нейропсихолог Сочи), способные более глубоко проанализировать психо-эмоциональное состояние ребенка и предложить варианты коррекции. Не стоит недооценивать важность такого решения. В запущенных случаях усилий придется приложить гораздо больше, чем при своевременном обращении.