Основы знаний учебной программы для поступающих в колледжи, техникумы

Колледжи Москвы

Всем, кто собирается учиться в образовательном учреждении среднего профессио­нального образования, будет интересно ознакомиться с общими требованиями, предъявляемыми на вступительных испытаниях к уровню подготовки абитуриентов и с содержанием примерных программ для поступающих в средние специальные учебные заведения, составленных Научно-методическим центром среднего профессионального образования Минобразования России и представленных здесь в сокращенном варианте.

Основные сведения о содержании экзаменационных программ по следующим предметам:

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

(на базе основного общего образования)

 

На письменном экзамене по русскому языку (диктант) и устном экзамене по русскому языку и литературе требуется показать знание этих предметов в объеме программы ос­новной средней школы.

 

При подготовке к письменному экзамену особое внимание следует обратить на орфографию и пунктуацию. Билет для устного экзамена, кроме вопросов по русскому языку и по литературе, включает предложение для полного синтаксического разбора и задание по фонетическому, морфологическому, словообразовательному разбору слова.

 

 

РУССКИЙ язык Фонетика и грамматика (онлайн справка - https://russkiypro.ru/)

 

Звуки гласные ударные и безударные; ударение в слове. вуки согласные твердые и мягкие; звонкие и глухие. Звуки и буквы.

Алфавит.

Обозначение мягких согласных на письме. Звуковое значение гласных е, ё, ю, я.
Лексика и фразеология.

Лексическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Общеупотребительные слова. Професси­ональные слова. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологиз­мы. Понятие о фразеологии.
Словообразование
Основа и окончание слова. Приставка, корень, суффикс. Чередование согласных и гласных в корнях слов. Способы словообразования в русском языке. Сложные и сложносокращен­ные слова.


Морфология


Имя существительное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Три склонения существительных. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные. Род имен существительных. Изменение существительных по паде­жам и числам.


Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Полные и краткие качественные прилагательные. Степени сравнения качественных прилагательных, образо­вание степеней сравнения прилагательных. Род, число и падеж прилагательных.


Имя числительное. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Числительные дробные и собирательные. Склонение количественных и порядковых числи­тельных.


Местоимение. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Склонение местоимений; правописание личных местоимений (3-го лица) после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Образование отрицательных местоимений. Глагол. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Переходные и непереходные глаголы. Виды глагола. 1-е и 2-е спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Формы изменения глагола: наклонение, число, род (в прошедшем времени и условном на­клонении). Безличные глаголы. Способы образования глаголов.


Причастие. Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия. Причастия настоящего и прошед­шего времени. Полные и краткие страдательные причастия. Роль причастий в предложе­нии. Склонение полных причастий. Изменение кратких причастий.


Деепричастие. Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Наречие. Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Степени сравнения наречий.


Предлог. Предлог как служебная часть речи. Непроизводные и производные предлоги. Союз. Союз как служебная часть речи. Союзы простые и составные. Союзы сочинитель­ные и подчинительные.
Частицы. Частица как служебная часть речи. Формообразующие, отрицательные и мо­дальные частицы.
Междометия. Значение междометий и их роль в речи.

На базе 11 классов экзамен по русскому языку и литературе проводится в форме сочине­ния на одну из 4-5 тем (по выбору) по литературным произведениям, включенным в учеб­ную программу общей (полной) средней школы.

 

Примерные темы сочинений (для поступающих на базе 11 классов):

 

  • Идеал человека в представлении фамусовского общества и Чацкого (А.С.Грибоедов);
  • «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал» (А.С.Пушкин);
  • Лирика М.Ю.Лермонтова;
  • Изображение помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»;
  • Герой романа ИАГончарова «Обломов»;
  • «Гроза - самое решительное произведение А.Н.Островского” (НАДобролюбов);
  • Кирсанов и Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
  • Особенный человек Рахметов (роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»);
  • Некрасов - поэт крестьянской демократии;
  • «Я лиру посвятил народу своему» (Н.А.Некрасов);
  • Положение крестьян по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;
  • Петербург в изобра­жении Ф.М.Достоевского («Преступление и наказание»);
  • Изображение войны 1812 года в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»;
  • Любимые герои Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»;
  • Поиски смысла жизни передовой дворянской интеллигенции в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»;
  • История нравственного падения доктора Старцева (рассказ А.П.Чехова «Ионыч»);
  • Изображение трех действительностей в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»;
  • Новаторство в изображении человека (по творчеству А.М.Горького);
  • Тема гуманизма и мило­сердия в пьесе А.М.Горького «На дне»;
  • Изображение Родины в творчестве А.А.Блока;
  • Изображение Родины в творчестве С.А. Есенина;
  • Поэма С.А.Есенина «Емельян Пугачев»;
  • Изображение гражданской войны в литературе;
  • Изображение подвига народа в произведениях современной литературы;
  • Тема экологии в произведениях современной литературы;
  • Наш современник в произведениях литературы.

 

Математика

 

Приведенные ниже требования к математической подготовке поступающих в средние специальные учебные заведения согласованы с требованиями к выпускникам основной средней и полной средней школы, зафиксированными Временным государственным стандартом в образовательной области «Математика».

 

Содержание программы сгруппировано вокруг ключевых тем школьного курса математики:

 

  • «Числа и вычисления»,
  • «Числа и их преобразования»,
  • «Уравнения и неравенства»,
  • «Функция»;
  • «Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин».


На экзамене по математике поступающие в средние специальные учебные заведения должны:

 

1) знать определение математических понятий, формулировки основных теорем, основные формулы;

2) уметь доказывать теоремы и выводить формулы, проводить доказа­тельные рассуждения в ходе решения задач в устном и письменном изложении;

3) владеть основными умениями и навыками, предусмотренными программой, уметь решать типовые задачи.

 

Программа по математике содержит три раздела.

 

Первый раздел включает основные математические понятия и факты, которые должны знать и уметь применять поступа­ющие, т.е. ссылаться на них при доказательстве теорем и выводе формул, использовать их при решении задач.

Во втором разделе содержатся теоремы и формулы, которые надо уметь формулировать и доказывать. Из вопросов этого раздела формируется содержание теоретической части экзамена.

К третьему разделу относятся основные умения и навыки, которыми должны владеть поступающие.

 

 

Биология

Программа для поступающих на базе 9 классов включает разделы:

 

растения (ботаника), животные (зоология), человек и его здоровье (анатомия), на базе 11 классов - человек и его здоровье (анатомия), общая биология (эволюционное учение; развитие органическо­го мира; происхождение человека; основы экологии; основы учения о биосфере; основы цитологии; размножение и индивидуальное развитие организмов; основы генетики; ос­новы селекции; биосфера и научно-технический прогресс).

 

 

История

(на базе 11 классов)

 

Экзаменационная программа по истории для поступающих в средние специальные учеб­ные заведения содержит вопросы по курсу истории России в XX веке и включает разде­лы:

 

  • Россия в начале XX века;
  • революция 1905 - 1907 гг.;
  • Россия в 1907 - 1914 гг.;
  • Февральская революция 1917 г.;
  • нарастание революционного кризиса в 1917 г.;
  • победа про­летарской революции и установление диктатуры пролетариата; советская страна в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны (1918 - 1921 гг.);
  • период нэпа (1921 - конец 20-х гг.);
  • период конца 20-х - начала 40-х гг.
  • Великая Отечест­венная война (1941 - 1945 гг.);
  • СССР в середине 40-х - начале 50-х гг.;
  • развитие советского общества в середине 50-х - середине 60-х гг.;
  • СССР в середине 60-х - начале 80-х гг.;
  • СССР на этапе перестройки;
  • Россия в начале 90-х гг.

 

Химия

(на базе 11 классов)


Программа вступительных испытаний по химии включает следующие темы:

 

основные понятия химии; периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева в свете учения о строении атомов; химические реакции в водных растворах; закономерности химических реакций; основы стехиометрии; неметаллы, элементы VI и V групп; элементы IV группы; органическая химия; теория строения органических соединений; углеводороды; синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе.

 

 

Обществознание

(на базе среднего (полного) общего образования)


Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Общество и куль­тура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер обще­ственной жизни. Важнейшие институты общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Эволюция и революция. Революция и реформы. Возможность альтер­нативности общественного развития. Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Совре­менные цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Проблема общест­венного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Про­блема смысла и направленности исторического процесса. Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Стратегия выживания человечества в условиях обострения гло­бальных проблем.


Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоот­ношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Со­знание. Разум. Сознательное и бессознательное.
Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. По­ведение. Самореализация личности. Свобода и ответственность личности.


Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Истина и заблуждение. Крите­рии истины. Истина абсолютная и относительная. Научное познание. Познание и творче­ство. Знание и вера. Формы и методы современного научного познания. Науки, изучаю­щие общество. Проблема социального прогнозирования. Науки, изучающие человека, их система. Многообразие путей познания и форм человеческого знания.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни совре­менной России. Наука как часть культуры. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностно-мировоззренческие формы знания. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Ис­тина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире.

 

Экономика: теория и практика.

Типы экономических систем, их отличительные призна­ки.

Экономический цикл, его основные фазы.

Экономическое содержание собственности.

Экономическая деятельность.

 

Производство:

структура, факторы, виды.

Измерители экономической деятельности. Экономика производителя. Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества.

Многообразие рынков.

Россия в условиях рыночных отношений.

Государство и экономика.

Экономические функции и задачи государства.

Экономическая политика.

Государственный бюджет.

Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики.

Мировая экономика.

Россия в системе международных экономических отношений.

Международное разделение труда и мировая торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция. Экономика потребителя.

Уровень жизни.

Прожиточный минимум.

Рынок труда.

Занятость и безработица.

Экономическая культура.

Экономическая свобода и социальная ответственность.

Культура производства и потребления.

Нравственно-правовые основы экономических отношений.

Социальные отношения и взаимодействия.

Многообразие социальных групп.

Неравенство и социальная стратификация.

Социальный статус.

Социальная мобильность.

Социальные нормы.

Элементы социального поведе­нии. отклоняющееся поведение.

Социальный контроль и самоконтроль.

Этнические общности.

Межнациональные отношения.

Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Семейно-демографическая структура общества.

Молодежь как социальная группа.
Власть, ее происхождение и виды.

 

Типы политических режимов:

тоталитарный, авто­ритарный, демократический.

 

Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества. Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая иде­ология и политическая деятельность. Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры.

 

Право в системе социальных наук.

 

Система права: основные отрасли, институты, от­ношения. Источник права. Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Правовая культура. Междуна­родные документы по правам человека. Социально-экономические, политические и лич­ные права и свободы. Система судебной защиты прав человека. Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации. Адми­нистративное право. Органы государственного управления. Административная ответст­венность. Гражданское право.

Право собственности юридических и физических лиц. Обя­зательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина.

Трудовые споры и порядок их разрешения. Уголовное право.

Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений.