"... Экзамен потому и един, что его правила одинаковы для всех. Из-за того, что ребенок не может сдать ЕГЭ, мы не обязаны проводить для него испытания другого рода. И даже если у него одна или две двойки в аттестате, то он может получить аттестат наравне со всеми выпускниками. Он вправе после школы продолжить обучение, к примеру, в учреждении профессионального образования"
По поводу ЕГЭ и аттестатов отвечает депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Всероссийской политической партии «Единая Россия», заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Ирина Викторовна Мануйлова.
ЕГЭ — это объективная оценка знаний ученика вне зависимости оттого, откуда ребёнок родом и как он учится. Есть ребята, которые не могут справиться с ЕГЭ. Многие просят дать этим детям возможность сдавать традинионные школьные экзамены. Но это неверно.
В ближайшее время Комитет Государственной Думы по образованию планирует предоставить школьникам возможность повторной сдачи Единого государственного экзамена. Также будут усовершенствованы КИМы: в задания необходимо добавить устный компонент; количество заданий, предполагающих развёрнутый ответ, будет увеличено.
Возрастёт и число вузов, куда выпускник сможет подать документы. При этом абитуриент будет выбирать в разных вузах специальности только одного направления.
Общественные наблюдатели на ЕГЭ являются независимыми экспертами. С одной стороны. Закон «Об образовании в РФ» - уже нормативная база, и мы отработали аттестацию наблюдателей. Тем не менее, я считаю, что нужно в качестве наблюдателей привлекать учителей, — они понимают процедуру сдачи Единого государственного экзамена.
Не видно, чтобы общественные организации включились в работу по формированию штата общественных наблюдателей. Этого зачастую не заметно даже на уровне регионов. Хотелось бы. чтобы представители исполнительной и законодательной власти серьезнее подошли к этой проблеме. Если мы сегодня не изменим отношения к ЕГЭ как институту в целом, то проблемы будут только усугубляться.
Полномочий общественных наблюдателей должно быть больше. Они должны контролировать и то. как идет проверка работ, и то, как проходит процесс апелляции. Поэтому Комитет обсуждал использование таких возможностей, как конференц-связь и видеосвязь, чтобы ребенок из любой точки России мог ознакомиться со своими результатами ЕГЭ и при несогласии с оценкой подать апелляцию, а также узнать о своих ошибках, допущенных в заданиях.
Нам предстоит разработать механизм, который позволил бы наблюдателям при необходимости из одного пункта проведения экзамена оперативно выезжать в другие места проведения экзамена. Нужно, чтобы наблюдатели отчитывались о том, как проведён ЕГЭ.
Также необходимо, чтобы СМИ доносили информацию до населения, не изменяя факты, только так ЕГЭ сможет стать общепризнанным инструментом контроля качества знаний.
Нашей стране нужна серьезная федеральная программа развития педагогического образования, которая поможет обеспечить потребность школ и детских садов в квалифицированных кадрах, обновить и пополнить педагогический состав.
Выпускники педагогических вузов не спешат идти работать по специальности. Сегодня возраст основного состава педагогов в наших школах превышает отметку 45 лет.
По статистическим данным Министерства образования и науки РФ. в 2012 году число учителей пенсионного возраста в российских школах достигло 18%, в то время как в 2006 году их было 16%. Доля молодых специалистов снизилась с 6,3% в 2006 году до 5,3% в 2012. В дошкольных и общеобразовательных учреждениях педагогов в возрасте до 30 лет меньше 6%.
Нехватка молодых специалистов особенно заметна в сфере дошкольного образования. Сейчас все сосредоточились на строительстве детских садов, которых катастрофически не хватает, но забыли о том, что работать в новых учреждениях некому.
Вместо решения этого вопроса учителей и педагогов пытаются приучить к неким новым образовательным стандартам, повышающим требования к образовательным учреждениям и каждому педагогу, но не устраняющим кадровый голод в системе.
К примеру, в школах для учащихся обязательными являются десять часов внеклассной деятельности в неделю. А учителей, чтобы проводить эти внеурочные занятия, не хватает.
Стандарты требуют, чтобы каждый воспитатель детского сада и начальной школы имел высшее образование, а если он его не имеет, то должен получить за счет государства, - в противном случае он может распрощаться с работой.
Каким образом осуществлять массовую переподготовку тех, кто уже работает? Как готовить педагогов, которые должны приходить во вновь построенные дошкольные образовательные учреждения? Вот о чем стоит задуматься.
Это очень серьезные вопросы, решение которых требует комплексного подхода.