Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века; в нем были сформулированы принципы, на которых основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари, и даже буто и контактная импровизация.
На сегодняшний день существует очень много различных стилей танцев. И со временем только и появляются новые, отличающиеся от предыдущих и по-своему интересные. И как один из популярных и относительно новых танцев - это свободный танец.
Свободный танец, он же ритмопластический или пластический — это танец, возникший в начале ХХ века как движение за освобождение прежнего балетного театра от конвенциональности и слияние танца с жизнью. Так, свободный танец появился еще в ХХ веке; в нем были тогда сформулированы такие принципы, на которых основывались танец джаз-модерн, контемпорари, а также даже буто или контактная импровизация. Одевая стильные очки, танцевальный наряд и заряжаясь энергией для выступления, данным танцем действительно можно зажечь сердца зрителей.
Создатели свободного танца объединены не только желанием превратить в высокое искусство его, которое имеет равный статус с живописью или музыкой, а и особое мировоззрение. Они в какой-то степени приняли идею Ницше по поводу танца как метафору свободы и о танцоре как о воплощении более раскрепощенного и более творческого духа. А поэтому для основателей свободного танца этот танец стал особой новой философией, от которой ожидалась трансформация жизни.
Фридрих Вильгельм Ницше - немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.
Так, Айседора Дункан мечтала о новом человеке, которому танец будет столь органичен, как и повседневные дела, и о женщине будущего, которая обладает «самым возвышенным разумом в самом свободном теле».
Айседора Дункан - американская танцовщица-новатор, основоположник свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Жена поэта Сергея Есенина в 1922-1924 годах.
Идейным источником свободного танца является стремление к физическому совершенствованию, раскрепощению тела.
Создателей свободного танца объединяло не только желание превратить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или живописью, но и особое мировоззрение. Все они в той или иной степени восприняли идею Ницше о танце как метафоре свободы и танцоре как воплощении раскрепощенного и творческого духа.
Француз Франсуа Дельсарт (1811—1870) — театральный актер, певец, преподаватель музыки и создатель новой гимнастики — провозгласил, что у тела есть собственный язык; после него стало ходовым выражение «поэзия тела».
Идеалом Дункан были «прекрасно естественные» движения античной пляски, простые движения ходьбы и бега. Она первой из танцовщиц отказалась от корсета и трико и выступала в одежде, не мешающей движениям, — тунике.
Туни́ка (лат. tunica) — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Туника, изготовленная без талии, получила распространение в Древнем Риме
Другим источником свободного танца стала ритмика Эмиля Жака-Далькроза (1865—1950). Преподаватель музыки и пения из Женевы, он вначале использовал обучение ритму как подготовку к игре на музыкальном инструменте. Позже Далькроз стал пропагандировать ритмику и как способ воспитания воли, укрепления физического и душевного здоровья, гармонического развития человека. Еще одним реформатором из тех, кто использовал для своих целей танец, был Рудольф Штайнер (1861—1925). Хотя созданная им антропософия стояла гораздо ближе к христианству, чем к античности, для него также идеалом была гармония человека с природой, космосом. Он изобрел свою систему движений — эвритмию — наполненный символическим значением танец не только под музыку, но и «под слово», или стихи. Все создатели свободного танца видели в нем не искусство для искусства — феномен элитарной культуры, — а часть культуры демократической, массовой — в лучшем смысле этого слова.
Одна из создательниц свободного танца в нашей стране, С. Д. Руднева (1890—1989), видела в своем деле «главным образом его человеческую ценность, значение его для формирования человеческой личности, обогащения, просветления ее, необходимых для создания новой жизни». Вместе с единомышленниками, она разработала уникальный метод пластического прочтения музыки — музыкальное движение и основала студию «Гептахор». В трудные 1920-е годы его участники жили коммуной, организовав жизнь в соответствии со своими идеалами, а затем посвятили себя детям, создав уникальные методики для развития личности ребенка.
Новое поколение танцующих — Мэри Вигман, Марта Грэхем, Мерс Каннингэм и другие — также были бесстрашными экспериментаторами в искусстве: Вигман стала танцевать без музыки (ее любимым инструментом был гонг), подчиняясь только ритмам своего тела; критики писали, что она сама своими движениями создает музыку. Грэхем анализировала в танце законы движения женского тела; в результате ее работы танцовщица перестала считаться воплощением слабости. Каннингем работал вместе с творцами авангарда — композитором Джоном Кейджем, художником Робертом Раушенбергом, испытал влияние философии дзен. Но их работа сосредоточилась в пределах индивидуального тела.
В отличие от пионеров свободного танца, их больше интересовало не выращивание нового человека или развитие личности, а физические характеристики — такие, как энергия, движение, взаимодействие тела со средой. Дух свободного танца присутствует в актуальном сейчас движении в сторону импровизационности, спонтанности и свободы творчества.
Так, танец Буто возник в послевоенной Японии на волне освобождения от жестких конвенций традиционного театра.
Контактная импровизация продолжает не только тенденцию свободного танца к импровизации, но и его демократичный характер. Отечественное направление, называемое музыкальным движением, ищет способы научить танцу и импровизации любого человека.
Эти черты свободного танца делают его мощным средством пробуждения в человеке способностей к творчеству, развития личности и позволяют успешно использовать в танцевально-двигательной терапии.