После отмены заочного фармацевтического образования в 2014 году единственной возможностью получить профессию без кардинальной перемены образа жизни стало очно-заочное отделение. Однако и такой способ освоения специальности не является идеальным, отнимая лишние силы и время. Но время перемен уже настало: очень скоро часть лекций по теоретическим предметам станет доступна онлайн, а необходимость появляться в учебном заведении останется только для практических занятий.
Впервые применять технологии дистанционного обучения начали в Соединенных Штатах Америки. В середине 1960-х годов была осуществлена первая попытка использовать местные телеканалы для трансляции учебных курсов для сотрудников частных корпораций.
Проект оказался настолько успешным, что вскоре учебные программы по спутниковой связи начали транслировать не только США, но и Европа, Китай и Австралия. С тех пор прошло немало времени, но дистанционное обучение не только не потеряло своей привлекательности, но и укрепило позиции в мире высшего образования.
В последнее время развитие технологий для онлайн-обучения остается приоритетным направлением во многих странах.
К примеру, более 300 университетов США предоставляют возможность учиться дистанционно, а 57% американских преподавателей утверждают, что результаты онлайн-образования не уступают или даже превосходят итоги традиционных занятий в аудиториях.
На сегодняшний день возможностей приобрести новые навыки через интернет на российском онлайн-пространстве более чем достаточно. Однако касается это, в первую очередь, дистанционных курсов по иностранным языкам, разнообразным творческим дисциплинам и компьютерным направлениям (веб-дизайн, программирование, администрирование). Высшего образования модные тенденции пока касаются мало: на организацию онлайн-обучения решились лишь самые смелые и, в большинстве своем, частные учебные заведения.
После отмены заочного фармацевтического образования в 2014 году многие представители фармацевтического сообщества, среди которых были и вузовские преподаватели, и руководители аптечных сетей, и, наконец, сами студенты, не имеющие возможности учиться очно, выступили с критикой такого нововведения в системе образования. Пока, к сожалению, их протесты остаются без внимания властей.
Сегодня у тех, кто не может позволить себе уйти с работы, есть только одна возможность получить фармацевтическое образование – поступить на очно-заочное отделение. Обучение в такой форме вузы, увы, не предоставляют: единственным вариантом остаются средние специальные учебные заведения. А вот дистанционного обучения специальности «Фармация» не предлагает пока никто: для такого нововведения пока не наработано ни технологической, ни методической базы.
Сторонникам подобных инноваций придется ответить на множество вопросов от адептов классического образования. В первую очередь, претензии могут возникнуть к качеству обучения: возможно ли, не присутствуя в учебном заведении, овладеть профессиональными знаниями в достаточной степени?
- Мы хорошо понимаем, что с отменой заочного фармацевтического образования у желающих получить эту специальность остается только один вариант – идти на очно-заочное отделение, - рассказывает заместитель директора по учебно-производственной работе московского фармацевтического колледжа «Новые знания» Андрей Киричук.
– Со своей стороны мы постарались сделать эту возможность максимально комфортной: наши студенты, к примеру, могут выбирать из нескольких графиков обучения, чтобы продолжать работать. Но и такой вариант зачастую оказывается слишком сложным: совмещать работу и учебу всегда непросто. Поэтому мы задумались об использовании в учебном процессе новейших онлайн-технологий.
Таким образом, часть теоретического блока студенты смогут увидеть в записи, и лишь практические занятия необходимо будет посещать лично. Уже сегодня мы приступили к сьемке лекций наших преподавателей. В ближайшее время первые материалы появятся в открытом доступе, и видео смогут бесплатно без ограничений увидеть все желающие.