Данный раздел содержит информацию по минимально допустимому оборудованию, для реализации процесса дистанционного образования. (Информация предназначена для учебных заведений и специалистов в IT сфере).
Разработка и внедрение дистанционных форм взаимодействия учреждений высшего профессионального образования требует соблюдения определенных технических и технологических условий. Основные технические средства, необходимыми для организации сетевых образовательных программ на основе дистанционных технологий.
Программно-методическую основу дистанционного обучения может составлять автоматизированная система сопровождения и управления учебным процессом (система дистанционного обучения), которая позволяет организовать доступ к информационному и учебно-методическому обеспечению программ (специализированным базам данных, электронным учебным пособиям, аудио- и видеоматериалам, тестирующим системам), опосредованное коммуникационное пространство для обеспечения непрерывной Интернет-поддержки учебного процесса.
Среди основных задач, решаемых системой, можно обозначить следующие:
В состав автоматизированной системы дистанционного обучения входят информационные модули и модули сопровождения учебного процесса. К первой группе относятся банк дистанционных образовательных программ, банк электронных образовательных ресурсов, база данных пользователей и банк тестовых заданий. Вторая группа модулей представлена системой коммуникаций (вебинар, чат, форум и система личных сообщений), интерактивные доски для образования и электронные журналы успеваемости.
Известно, что демонстрации являются неотъемлемой, органической частью лекции, в том числе и дистанционной. В методическом отношении демонстрации делают всякое явление более явным для слушателей, чем при словесном его описании, и содействует более легкому усвоению и запоминанию факторов. Из методов создания компьютерных демонстраций для обеспечения учебного процесса дистанционных школ НИУ можно использовать следующие:
При моделировании физических процессов с помощью программирования обычно используются традиционные языки программирования (Delphi, Visual Basic), при этом делается упор на мультипликационное представление физических явлений. Альтернативой этому может служить разработка демонстраций сделанных в виде анимационных графиков на Mathcad (бегущая синусоидальная волна, распространение синусоидальной волны с учетом диссипации энергии волны, стоячая волна).
Технологические условия для внедрения моделей взаимодействия вузов и школ и организации работы с одаренными школьниками в дистанционном режиме основываются на применении в учебном процессе современных информационно-коммуникационных и образовательных технологий, необходимых для обеспечения качества образования.
Показателями уровня развития технологического обеспечения функционирования разработанных моделей являются:
Для организации дистанционных занятий в режиме on-line широко используется технология вебинаров, в связи с чем требуются специальные технические условия для развертывания сервера системы. Вебинар-сервер устанавливается на одиночном сервере. Основной его функцией является управление идентификацией, контролем доступа, аудио - и видео-потоками в реальном времени и по требованию, а также распространением данных.
При кластерной конфигурации вебинар-сервер использует балансировку загрузки, разделяя прикладной и сетевой уровни, что обеспечивает эффективную работу сети.
Таблица 1. Системные требования для установки вебинар-сервера
Элемент | Требования |
---|---|
Операционная система |
Windows Server® 2003 Service Pack 2 |
Аппаратное обеспечение |
Процессор Pentium 4, 2ГГц (рекомендуется dual-core Intel Xeon® не менее 3ГГц) |
|
150 свободного пространства на жестком диске для хранения содержимого (требования пропорциональны объему хранимых данных) |
База данных |
Microsoft SQL Server 2005 Express Edition SP3 (рекомендуется Microsoft SQL Server 2005 Standard Edition SP3) |
Системы хранения данных (NAS/SAN) |
Для развертывания сервера с сетевыми устройствами и сетями хранения данных (NAS/SAN) рекомендуются: |
Сеть |
100Мб/сек Ethernet (рекомендуется 1Гб/сек) |
Порты |
1935 (RTMP) , 80 или другой HTTP-порт |
Сервера директории LDAP |
Для развертывания сервера с интеграцией со службами каталогов, любыми директориями, совместимыми с LDAP. |
Таблица 2. Требования для подготовки материалов, организации и проведения вебинаров
Операционная система | Браузер |
Аппаратное обеспечение |
Дополнительно |
|
---|---|---|---|---|
Windows |
Microsoft Windows 7 Home Premium, Professional или Ultimate (32-бит или 64-бит с браузером 32-бит) |
Microsoft Internet Explorer 8 или старше Mozilla Firefox 3.x |
Процессор Intel Pentium II не менее 1ГГц или эквивалент |
Adobe Flash ® Player 9 или старше Пропускная способность DSL/кабель (рекомендуется проводное соединение) |
Windows |
Microsoft® Windows Vista® Home Basic, Home Premium, Ultimate, Business или Enterprise (32-бит или 64-бит с браузером 32-бит) |
Microsoft Internet Explorer 7 или старше Mozilla Firefox 2.x, 3.x |
|
|
Microsoft Windows® XP Professional или Home Edition Service Pack 2 |
Microsoft Internet Explorer 6 или старше |
Процессор Intel® Pentium® II не менее 450МГц или эквивалент |
||
Mac |
Mac X v10.4, 10.5, 10.6 (Intel) |
Mozilla Firefox 2.x, 3.x |
Процессор PowerPC G3 500 МГц или быстрее или Intel Core™ Duo 1.83ГГц или быстрее (при совместном использовании экрана рекомендуется 1ГГц) |
|
Mac X v10.4 (PowerPC®) |
Safari 2.x |
|
Системный блок:
Презентационное оборудование:
Программное обеспечение:
Дополнительные требования:
Дополнительная информация: