К сожалению, в жизни не все так однозначно. Иногда, родители, сами того не желая, толкают своих детей на путь "талантливого одиночества". Отличники, медалисты, победители олимпиад и краснодипломники - одаренные и упорные дети, не всегда находят себя в этой жизни...
Довольно часто можно встретить в коммерческой фирме или в государственной конторе человека с красным дипломом престижного университета, занимающего скромную должность рядового сотрудника с маленькой зарплатой. Отличники способны трудиться впустую многие годы.
В это время некоторые их ровесники, бывшие хорошисты, троечники и даже двоечники, получают руководящие должности, строят процветающий бизнес, а их ежемесячный доход исчисляется тысячами долларов.
Откуда такая несправедливость? Конечно, не стоит грести всех под одну гребёнку. Но всё же многие отличники не оправдывают ожидания учителей и преподавателей, которые пророчили любимчикам светлое будущее, а лентяев и халтурщиков презирали.
В школе и университете всё предсказуемо. Человек знает, как поступить, чтобы получить высокую оценку. Во-первых, нужно хорошо выучить тему. Во-вторых, необходимо избегать конфликтов с преподавателем (при этом необязательно тесно общаться с ним или дружить), то есть не вступать в спор и добросовестно исполнять все указания.
Таким образом, образовательное учреждение развивает в человеке следующие качества и способности: трудолюбие, исполнительность, дисциплину, память.
К сожалению, в реальной жизни обладать этими четырьмя добродетелями оказывается недостаточно. Для успешного продвижения в карьере, бизнесе и личных отношениях также требуются гибкость, творческое мышление, находчивость, смелость, хитрость, коммуникабельность.
В школе и университете хорошисты и троечники чаще отличников проявляют эти качества, чтобы компенсировать недостаток трудолюбия и исполнительности, а также достигнуть хороших результатов более лёгким путём.
Что происходит после окончания учебного заведения? Троечник (хорошист), который привык «выкручиваться», быстро подстраивается под обстоятельства жизни. Отличник же добросовестно вкалывает и ждёт, когда очередной дядя (или очередная тётя) заметит и оценит его способности по достоинству.
Он упускает множество альтернативных возможностей, не меняет сферу деятельности, постоянно боится допустить ошибку (ведь отличник не привык к промахам). Нетрудно догадаться, какое будущее его ждёт.
Это свойство некоторых отличников, которые привыкли получать исключительно похвалу и одобрение в свой адрес. Они считают себя самыми умными и способными. Ещё бы, ведь в зачётке стоят только высокие оценки! А раз так, то зачем стараться и что-то предпринимать?
Такие отличники устраиваются на работу и сразу требуют высокую зарплату и престижную должность. Они не хотят признавать, что теоретические знания и практика – это разные вещи. Кроме того, во многих профессиях знания не являются определяющим критерием настоящего профессионализма.
В некоторых сферах ценятся умение общаться и договариваться с людьми, личное обаяние, внимательность, решение нестандартных задач.
Поведение бестолкового, но излишне самоуверенного сотрудника будет раздражать любого начальника. Гораздо приятнее помочь неопытному, но инициативному специалисту, готовому учиться новым вещам и быть благодарным.
В образовательном учреждении большинство отличников выглядят уверенными в себе людьми. Однако часто за маской внешней силы характера скрываются многочисленные комплексы и страхи.
Вот лишь некоторые из них: «Может, я пока недостаточно готов?», «Что подумают обо мне другие, если я ляпну какую-нибудь ерунду?», «Всё должно быть идеально, иначе кошмар». Перфекционизм держит отличников в постоянном психическом напряжении.
В школе и университете юный человечек рискует в худшем случае получить низкую оценку и столкнуться с временным разочарованием учителей, родителей и сверстников. Но это не катастрофа. Во взрослой жизни дела обстоят серьёзнее.
Типичные страхи потерять работу и деньги, столкнуться с критикой начальства, провалить важный проект, навредить людям приводят отличников к постоянным неврозам, разочарованиям, а в перспективе – к депрессии.
В результате они становятся скованными и безынициативными. А это, как известно, успешности не способствует.
К счастью, каждый отличник способен изменить своё мышление и поведение, чтобы улучшить ситуацию. Для этого следует не зацикливаться только на книжных знаниях, а обратить внимание на людей. У коллег, друзей и руководителей можно многому научиться.