Можете себе представить аккумулятор для смартфона, который не требует зарядки на срок до 20 лет? Теперь это становится возможным благодаря чудесам ядерного деления. Как вам осознание мысли, что у вас в кармане будет лежать радиоактивный материал? Потому как в качестве активного вещества в ядерном аккумуляторе будет использоваться тритий
Но все не так страшно, ведь излучение, вызванное распадом трития, считается безопасным, и не в состоянии навредить даже верхнему слою кожи. Например его действие можно увидеть на часах, которые светятся в темноте.
Производитель утверждает, что такая батарея может выдерживать температуру от -50 ℃ до 150 ℃, не замечая крайних колебаний и также изменений по высоте.
В последнее время особую популярность завоевали тритиевые источники света - это и брелоки, способные светиться без батарей и прицелы для оружия, и часы с тритиевой подсветкой и многое другое. Насколько опасны такие "штуки"? Производитель утверждает, что абсолютно безопасны. Но так ли это?
Принцип работы тритиевой подсветки сходен с принципом работы обычного телевизионного кинескопа. Радиоактивный сверхтяжелый водород - тритий, заключен в небольшую герметичную ёмкость, обычно из боросиликатного стекла, на внутреннюю поверхность которой нанесён тонкий слой люминофора.
Широко известны брелоки-маркеры, облегчающие поиск ключей и других предметов в темноте. Производятся они путём помещения капсулы с тритием в прочный герметичный корпус из поликарбоната.
Брелоки выпускаются в нескольких вариантах, как по дизайну, так и по размеру, а также — со свечением на выбор: зелёным, жёлтым, голубым, тёмно-синим, оранжевым, красным и белым. Бывают также варианты с несколькими капсулами в одном корпусе.
Самые интенсивные по свечению и яркости — с зелёным свечением, в силу особенностей устройства человеческого глаза. Его интенсивность принимается за 100%. Далее по убыванию идут в сравнении с зелёным — жёлтый (80%), белый (60%), бледно-голубой (60%), оранжевый (40%), красный (20%) и синий (15%).
Преимущество подсветки на основе трития заключается в том, что она отличается постоянством свечения и полной автономностью. То есть, не требуется никаких источников света для -подпитки- — пока тритий не распался. Срок этот немалый.
Подсветка теряет примерно половину яркости в течение 12 лет с момента изготовления (период полураспада трития - 12,5 лет) и примерно 75% яркости через 25 лет.
В то же время широко распространённые в последнее время светонакопительные составы на основе алюмината стронция требуют источника света для «зарядки» и теряют в полной темноте 90% яркости в течение 60 минут.
Непосредственно сам тритий не представляет угрозы радиационной опасности, пока он заключен в непроницаемые, герметичные трубки. Самое главное — не вскрывать и не разбивать тритиевые брелоки и капсулы.
Но даже при утечке вещества из подсветки опасности практически нет, так как трития там содержится сравнительно небольшое количество (он улетучится в атмосферу) и он, непосредственно, в чистом виде не участвует в обмене веществ. То есть, даже попав в организм, тритий в скором времени просто выйдет оттуда, практически не задерживаясь, причинив минимальный ущерб.
Но если тритий вступит в реакцию с кислородом воздуха и сгорит (например, рядом с источником открытого пламени), а образовавшиеся пары сверхтяжёлой воды попадут внутрь организма — в этом случае последствия будут хуже, так как по химическим свойствам сверхтяжёлая вода практически идентична обычной воде, которая участвует в обмене веществ и может долго циркулировать в организме, облучая его изнутри.
К счастью, единичный случай употребления тритиевой воды не приводит к длительному накоплению трития в организме, так как ее период полувыведения — от 7 до 14 дней.
Тритиевая подсветка (в брелоках, часах и др.) разрешена во всех странах мира, беспрепятственно распространяется почтовыми сообщениями, так как соответствует стандартам безопасности многих государств. В то же время могут представлять опасность брелоки, в которых часть трития или весь газ заменен на более дешевые изотопы.
Триттиевые технологии все увереннее входят в наш быт. Весьма вероятно, что за ними большое будущее!