Розничная торговля: основные форматы  

Магазины "Светофор" -  яркий пример правильного подхода к розничной торговле

Азбука бизнеса

От чего зависит формат магазина розничной торговли? Что такое Cash & Carry? Что характерно для дискаунтеров?

Розничная торговля сейчас – один из важнейших двигателей экономии РФ. Согласно статистике, за последние три года ее объемы возросли трехкратно. Можно провести сравнение с Германией, Францией и Соединенными Штатами, где современные форматы торговли составляют почти 90%. В России показатель гораздо ниже, он находится на уровне 20%.

 

Хороший пример современного подхода к рознице – магазин Светофор. Большинству российских предпринимателей не нужно пытаться изобрести что-то новое, гораздо надежнее – руководствоваться опытом европейских коллег, которые уже внедрили и отработали действительно эффективные методики.

 

Формат магазина: классификация, особенности понятия

Формат зависит от следующих характеристик:

  • Общая торговая площадь;
  • Товарооборот;
  • Объемы реализации продукции;
  • Количество специалистов в штате и прочее.

 

Современные магазины представлены как огромными гипермаркетами, так и максимально компактными точками “возле дома”. Конечно, все они в лучшую сторону отличаются от магазинов, распространенных в Советском Союзе, причем это касается всего, от ассортимента до сервиса.

Необходимо обратить внимание, что каждый формат характеризуется собственными уникальными особенностями. Например, гипермаркет может считаться гипермаркетом только при торговой площади в 4 тысячи квадратов и более, 25-40 кассах и соблюдении некоторых других условий.

 

Покупателям сейчас крайне необходимы гипермаркеты и другие магазины, в которых продовольственные товары соседствуют с промышленными. Федеральные и международные сети, открывающие новые точки, придерживаются сейчас именно такого подхода.

 

Cash & Carry и супермаркеты

Cash & Carry – формат, специализирующийся на мелком опте и рознице. По сути, его можно назвать переходом к полноценному гипермаркету. Склады таких магазинов расположены непосредственно в торговых залах. Особенность формата – отсутствие конкретных требований, так что западный и российский подходы имеют существенные различия.

 

Если говорить о Cash & Carry, то основные особенности должны быть следующими:

  • Торговая площадь – 7 тысяч квадратов;
  • Ассортимент – до 10000 наименований;
  • Стоимость ниже среднерыночных значений;
  • Число ежедневных покупок – до 10000;
  • Численность штата – до 150 специалистов;
  • Допустимо присутствие собственных цехов производства полуфабрикатов и других товаров.

 

Статистика говорит, что наибольшее распространение в российских городах сейчас получили супермаркеты. Их число постоянно увеличивается. Впрочем, далеко не всегда под вывеской супермаркета скрывается именно он.

 

Основные требования, предъявляемые к ним, следующие:

  • Торговая площадь – от 500 до 2000 квадратов;
  • Складские площади – 250-600 квадратов;
  • Число касс – 5-20;
  • В каталоге от 3500 до 20000 наименований;
  • Стоимость товара несколько выше среднерыночного значения;
  • Собственные цеха производства;
  • Численность штата – 50-190 специалистов.

 

Прочие форматы

Растет популярность дискаунтеров, магазинов, которые придерживаются политики низких цен. Их развитие хорошо видно на примере Новосибирска, где таких магазинов уже около 70. Специалисты отрасли полагают, что именно дискаунтеры сейчас будут развиваться наиболее активно, ведь они предлагают хороший ассортимент, достойное качество товара при демократичных ценах.

 

Специализированные точки, характерные для СССР, например, “Молоко” и “Хлеб”, уже почти не встречаются, наоборот, прослеживается тенденция мультиформатности. Магазины стремятся охватить как можно больше товарных категорий, что выгодно им и удобно покупателю.