В июле 2017 года Минобрнауки предложило к расмотрению проект дальнейшего развития реформы образования, способный кардинально изменить весь процесс Российского образования — внедрение электронного (ДИСТАНЦИОННОГО) образования.
Перевод детей из школ, а студентов из вузов на домашнее обучение — почти реальность! Следствием этого будет закрытие множества учебных заведений и увольнение преподавателей!
Перспективами развития данного направления образования и своей точкой зрения делится профессор кафедры философии и методологии Саратовского государственного научно - исследовательского университета Вера Афанасьева.
Уважаемые посетители нашего портала!
В представленном ниже материале профессора Веры Афанасьевой есть некоторые тезисы, с которыми можно не соглашаться, но грядущие реформы Российского образования, направленные на повсеместное внедрение электронного (дистанционного) обучения от школы до ВУЗа, требуют тщательного анализа последствий данного шага.
На кону - дальнейшее развитие не только нашего образования, но и всей страны в целом. Как мы встретим наше завтра зависит от того, что мы сделаем сегодня! Поэтому, предлагаем обсудить данную статью.
* Электронное образование - не все так просто!
Вера Афанасьева
Уж что только государство в последние годы с нашим образованием ни делало, как его ни мучило! И голодом морило, и надсмотрщиков к нему приставило без числа, и писаниной бессмысленной завалило, и инноваций-модернизаций бумажных навыдумывало - а образование все ещё живо.
Живо людьми, которые, несмотря и вопреки, занимаются любимым делом - честно, а иногда и талантливо.
Но, похоже, настал черёд и людей - хватит им уже удовлетворять свои потребности за государственный счёт.
И вот в середине лета, когда все в отпусках, Минобрнауки публикует для "обсуждения" проект приказа "Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, дистанционных образовательных технологий".
Небольшой вроде проект, незаметный, но в нем изложена опаснейшая стратегия - обходиться в образовании без преподавателей.
Все прочие специальности, в список не попавшие (а таких наверняка будет львиная доля!), можно будет изучать виртуально - хоть с первой буквы до последней, поскольку процент электронных занятий, их нижний допустимый порог не определён. Те же дисциплины, которые в список попали, тоже можно будет изучать электронно, но не целиком.
Понятно, зачем принимается этот документ.
Во-первых, электронное обучение позволит провести в недалёком будущем массовые сокращения преподавателей и серьёзно сэкономить на зарплатах. Во-вторых, ещё более ужесточить контроль за образованием, особенно в гуманитарных науках. В-третьих, под шумок избавиться от всех неугодных.
Понятно и то, почему этот приказ готовится в середине лета: власть снова хочет провести все шито-крыто - обсуждение без осуждения и принятие без неприятия.
— Катастрофой!
В недалёком будущем значительная часть занятий во многих вузах страны из аудиторных может стать электронными.
Послушные любому, даже самому нелепому начинанию сверху вузовские администрации, стремясь выслужиться, будут активно внедрять электронное обучение, дружно щебеча о техническом прогрессе и эффективности. А бедные студенты, чьё сознание и так не перегружено систематическими знаниями, будут вынуждены слушать лекции, похожие на телепередачи, и участвовать в семинарах, которые так же отличаются от настоящих, как еда на экране от самой еды.
Если так произойдёт, отечественному образованию будет нанесён огромный, ничем невосполнимый урон.
Начать с того, что целый ряд дисциплин принципиально требуют обратной связи: вопросов-ответов, постоянных пояснений, живого участия студента - их просто невозможно изучать онлайн. В первую очередь, это естественнонаучные и технические дисциплины - и наверняка не все они попадут в спасительный список.
Важно и следующее: лучшее, что может изучить ученик, - это своего учителя, так было всегда. Но сегодня, в нашей некультурной и жестокой действительности, обрушивающей на молодого человека потоки глупости, пошлости, безнравственности, лжи это становится особо важным.
И именно университетские преподаватели нередко служат этическими и интеллектуальными образцами, просто примерами хороших и интересных людей для имеющей так мало достойных ориентиров молодёжи. А ведь образование - это и воспитание, прежде всего, воспитание персоной.
Есть и ещё одно : лекция - вещь авторская, штучный товар, каждая из них неповторима, она может дарить интеллектуальное наслаждение или быть отвратительной. Да и семинар тоже. Неслучайно, во всем мире студенты выбирают курсы, ориентируясь, в первую очередь, на профессора.
Лекции и семинары - это и подлинное, живое общение тех, кто учит и тех, кто учится, общение, интересное и полезное всем. А образование - особая среда, питающая умы, души, сердца, формирующая личность. И лишать студентов подлинного общения и с преподавателями, и друг с другом - значит выхолащивать образование, делать из него совсем уж несъедобный суррогат.
Будь я студентом, ни за что бы не пошла учиться в вуз, где придется слушать только онлайн-лекции, даже если читать их будут Эйнштейн, Вавилов или Хайдеггер.
Скорее всего, со временем электронные лекции подвергнутся оптимизации и унификации. Их просто начнут централизованно записывать в кругах, близких к Минобрнауки, и тиражировать по стране - в духе времени делать из них клипы.
Вряд ли подобные продукты будут качественными - скорее всего, конвейерное производство сделает их крайне формальными. В перспективе такие лекции можно будет показывать даже на некоторых тв-каналах или проводить их массовые интернет-трансляции - почему бы и нет?
Очевидно и то, что качество электронного образования нельзя будет по-настоящему контролировать: невозможно будет определить, кто именно и как получает знания по ту, студенческую, сторону экрана. Зато можно будет целиком контролировать содержание лекций и семинаров - это особо важно в гуманитарных курсах, потенциально содержащих возможность вольнодумства.
Понятно, что в стране нет денег, и власть экономит, в первую очередь, на социальной сфере - на образовании, на здравоохранении.
Она особо не скрывает этого и время от времени цинично заявляет: все недовольные могут из образования катиться вон.
Но сказать так могут позволить себе не все - иногда своё нежелание тратить деньги власть хитро прикрывает вот такими проектами, лицемерно маскируя свою скупость разговорами о всяких инновациях-модернизациях.
Но, на мой взгляд, есть и ещё одна, гораздо более глубокая и серьёзная причина грядущей виртуализации российского образования - нашей власти не нужны образованные люди.
Вот почему любое понижение качества образования нашей власти, стремящейся к тотальному контролю над умами, не только на руку - необходимо.
Тем же, кто настаивает на чисто экономических причинах постоянных болезненных трансформаций отечественного образования, всем ратующим за любое уменьшение расходов во благо Родины, я хочу предложить очень простой рецепт снижения расходов без потери качества - многократно уменьшить средства на содержание никому не нужного чиновничьего аппарата, надзирающего за образованием и мешающего ему свободно и полноценно развиваться.
Тех же, кто убеждён в превосходстве любого электронного над живым, хочу заинтересовать следующей простой идеей.
Неплохо было бы в духе нынешних новейших инноваций и сюрреалистических модернизаций сделать электронный Минобрнауки - он был бы куда умнее, полезнее, честнее нынешнего, а ел бы куда меньше.
Поставить с десяток-другой мощных компьютеров - они вполне справятся с контролем того, что в образовании следует контролировать.
Главный компьютер назвать Ольгой Васильевой - пусть себе руководит электронно. А если электронная Ольга Васильева, как это время случается у киборгов, затеет очередной разрушительный проект против людей, всегда можно будет ее выключить.
А так - пусть себе гудит - жужжит это электронное министерство, в игры компьютерные играет, само себя поучает и улучшает, сколько ему заблагорассудится. А мы пока нормально поработаем!
Автор:
Профессор кафедры философии и методологии Саратовского государственного научно - исследовательского университета Вера Афанасьева.
Афанасьева Вера Владимировна — российский физик и философ, профессор. Кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Действительный член Петровской академии наук и искусств.
● ***