Совет Министерства Просвещения РФ решил изменить принципы кадетского образования в России. На рассмотрение Совета был вынесен и одобрен проект "Концепции кадетского образования в России" в качестве базового документа. С 2020 года новые правила обучения в кадетских корпусах, училищах и классах станут стандартом кадетского образования.
Небходимость стандартизации данного вида образования возникла уже давно, одновременно с ростом популярности кадетского образования.
Родителей привлекает строгая дисциплина в кадетских школах, более высокая самостоятельность и ответственность детей по сравнению и их обычными сверстниками.
Но вопрос получения кадетского образования в настоящее время немного запутан. Наряду с кадетскими школами, корпусами существуют и менее крупные образования, осуществляющие кадетское образование - кадетские классы при общеобразовательных школах. До настоящего времени единого образовательного стандарта обучения кадетов не существовало, что негативным образом сказывается на кадетском образовании как самостоятельном элитном обучающем бренде.
- Сегодня в России действуют более 200 учреждений кадетского образования (корпусов и училищ разных министерств и ведомств), сотни кадетских классов. Как раз для них и была создана концепция кадетского образования.
В новой концепции кадетского образования говорится о том, что главная цель - дать детям патриотическую социализацию, выработать устойчивую нравственную позицию, способность различать добро и зло, давать им профильную подготовку к будущей специальности, ориентировать кадет на работу и службу во благо Отечества, тем самым готовить их как новый служивый слой России. Концепция закладывает принципы и смыслы воспитания, доброй конкуренции между кадетами, суворовцами и нахимовцами, а также регулирует взаимоотношение участников образовательного процесса по линии Заказчик -Исполнитель -Воспитанник.
Предполагается, что на обучение кадет профильные ведомства и региональные власти сформируют специальный госзаказ, на основе которого и будут выделяться бюджетные места, проводиться конкурс среди поступающих.
Кроме того, самые успешные кадеты будут получать дополнительные баллы ЕГЭ за освоение курса "Основы военной подготовки", получения военно-учетной специальности и другие достижения.
В документе дается определение таким основополагающим понятиям, как:
Первый (основной)
- это военные училища с полным пансионом, учреждаемые министерствами и ведомствами "силового блока". Например, Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища и другие. В них учатся ребята с 5 по 11 класс.
Второй тип (специальный)
- кадетские организации при ведомственных вузах для учеников 10 -11 классов. Также с полным пансионом и проживанием.
Третий тип
- общеобразовательный. К ним относятся все остальные кадетские корпуса и кадетские школы субъектов РФ, где учатся ребята с 5 по 11 класс.
Во всех из них, так или иначе, наряду со стандартной школьной программой (математикой, русским языком, историей и другими предметами) будет даваться дополнительная программа, направленная на подготовку ребят к:
Она может включать дополнительную физическую подготовку, программы патриотического воспитания, государственного управления. Классными руководителями кадетов, согласно концепции, станут не просто педагоги, а воспитатели из числа офицеров запаса Вооруженных Сил РФ.
Требования к курсантам всех трех типов кадетских организаций будут предъявляться высокие: Ребята должны сдавать тесты на уровень физической подготовки (то есть, уметь бегать, отжиматься, подтягиваться, плавать), проходить отбор по медицинским показаниям, собеседование с психологом, сдавать тесты по русскому языку, математике и другим предметам.
Цели и задачи, которое ставит государство перед кадетким образованием достаточно большие. На обучение кадетов тратятся огромные силы и ресурсы государства. Поэтому и конкурс должен быть серьезный. Например, из 800 кандидатов в Московское суворовское военное училище поступает только 85 человек, при этом дети Героев России, дети военнослужащих, погибших при исполнении своего долга и другие категории ребят имеют преимущество при поступлении.
Но это преимущество должно даваться тем, кто все-таки прошел первоначальный отбор и соответствует минимальным требованиям к будущему кадету.
В феврале 2019 года документ с окончательными правками будет передан на рассмотрение коллегии министерства просвещения и в Правительство РФ. А к 2020 году должна быть сформирована государственная программа развития кадетского образования в России.