Все мы стремимся дать своим детям самое лучшее. И, само собой, хотим как можно скорее увидеть результаты. Мы ведем ребенка в центр раннего развития и мечтаем, чтобы он обогнал своих сверстников в развитии, мы торопим время и работаем на результат. Но так ли это хорошо для самого ребенка? Не лишаем ли мы его чего-то очень важного, стремясь сделать гением?
Конечно, можно спорить о том, когда лучше отдавать детей в детский сад. Можно упорно отстаивать свое мнение относительно того, стоит или нет смотреть ребенку телевизор или проводить время за компьютером. Можно по-разному воспринимать подарок папы в виде футбольного мяча или коньков на первый день рождения малыша.
Но факт остается фактом - как только женщина узнает о том, что скоро будет мамой, она сразу же начинает планировать жизнь своего еще не родившегося ребенка.
Будущая мама начинает активно изучать и подбирать курсы раннего развития, мечтает о том, кем станет, когда вырастет, ее кроха. И это, возможно, ее интересует больше, чем то, какого пола будет малыш, какой у него будет цвет глаз и цвет волос, форма носа. Мамочка долгими вечерами перелистывает горы литературы в поисках наилучшего варианта воспитания гения...
Но стоит ли на самом деле давать ребенку тот объем знаний, который предлагают центры раннего развития в возрасте двух лет?
Будут ли результаты от того, что малыш начнет считать в два года, а читать в два с половиной?
Как будет сказываться на ребенке то, что мама будет постоянно нервничать по поводу вовремя не выученной песенки или необходимого количества букв?
Сейчас, когда везде говорят о раннем развитии детей, один за другим появляются детские сады, предлагая те или иные методы развития. Иногда доходит до смешного - в детском саду, в ясельной группе, где есть дети, которые еще и ходить толком не умеют, им уже предлагают 15 предметов для изучения. Среди них - английский и немецкий языки. Скажите, а малыш в этом возрасте хорошо ли умеет говорить на своем родном языке?
А может, ребенок, который в пять лет умеет читать, писать, знает всех животных, рыб и окружающий мир - это лишь несбыточные амбиции мамы и папы? И что, скажите, таким детям делать в первом классе, рядом с теми, кто не читает, не пишет, а некоторые еще и не умеют составлять сложных предложений. Что же в действительности нужно дошкольникам для того, чтобы вырасти гением и воплотить мечты мамы и папы?
Родители уверены, что методики раннего развития действуют.
Но на самом деле все весьма относительно. Если бы все методики раннего развития имели такие же сумасшедшие результаты, о которых центры и клубы пишут в своих рекламных проспектах, мир заполонили бы сплошные гении во всех сферах деятельности. А кто бы тогда стоял за прилавками, сеял и выпекал хлеб, убирал мусор возле дома и чинил ботинки? И как говорят ученые, для гениальности нужны врожденные предпосылки, а они есть всего у 1-2% детей.
Сегодня мы имеем множество детских садов, курсов, учебных заведений с разными методиками обучения. И в поисках такого "кружка" для своего ребенка не нужно ехать через весь город, достаточно повернуть за угол собственного дома: в любом районе любого города вас уже ждет море предложений, остается только выбрать направление, близкое вам по духу.
Какую бы методику раннего развития ребенка вы не выбрали, сначала найдите о ней информацию и ознакомьтесь с преимуществами и недостатками каждой из них. И стоит помнить, что, по словам психологов, дети, которые загружены большим объемом знаний не по возрасту, всегда демонстрируют повышенную тревожность, неуверенность в себе, низкую самооценку, или же наоборот - выраженное демонстративное поведение.
Психологи единодушны - не стоит учить ребенка читать, пока у него самого не возникнет такого желания: здоровый и гармонично развитый ребенок начинает сам читать в пять-шесть лет. И очень важно то, что в этом возрасте он читает и понимает прочитанное, потому что сегодня у многих детей эта важная составляющая процесса чтения просто отсутствует.
Если же мы начинаем торопить события, то сами того не осознавая, создаем дисбаланс - стимулируем определенные зоны мозга ребенка раньше, чем нужно, при этом замедляем развитие навыков, характерных именно этому возрасту.
Ф. Роджерс сказал: "Чтобы вырасти здоровыми, детям не нужно уметь читать - им нужно уметь играть". Потому не забывайте, что ваши очаровательные существа, прежде всего - дети. Чаще предлагайте им поиграть в куклы или сложить конструктор, ведь без настоящего детства вряд ли получится настоящий взрослый человек.
Но если ваш ребенок относится к тем двум процентам детей, которые с рождения наделены уникальными способностями, то будьте готовы к тому, что гениального ребёнка воспитывать - тяжелый труд. Вам придется научиться подстраиваться под его особенности, придется научить его жить в этом мире, ведь мир не получится переделать под потребности своего ребенка.
Бесспорно, приятно, когда твой малыш вызывает восхищение у окружающих, рисуя изумительные картины, решая сложные математические задачи. Но в тоже время больно видеть, что у твоего ребенка совсем нет друзей, он не радуется подаркам, впадает в депрессию из-за мелочей и часто спрашивает "Мама, почему я не такой как все?"