ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы ...

Образование в Москве - от детского сада до Университета. Информация, адреса, обзоры, документы, отзывы
Образование в средних учебных заведениях. Обзоры лучших государственных и частных школ.
Калейдоскоп

"Разгром гуманитарного образования в России"

Протест ученых МГУ

Бурные дебаты в российском гуманитарном сообществе вызвало заявление ученого совета филологического факультета МГУ, который выступил с резкой критикой минобразования России, назвав "катастрофой" ситуацию с образованием в стране - в первую очередь гуманитарным.

Ряд Российских ученых и преподавателей заявили "о разгроме гуманитарного образования"

Ранее ученый совет филологического факультета МГУ выступил против сокращения бюджетных мест на филфаке СПбГУ

 

"Русская классическая литература более не выполняет роль культурного регулятора образовательного процесса", - говорится в заявлении 34 членов ученого совета, размещенном на официальном сайте факультета.

 

Авторы документа обвиняют российские власти в том, что они "сознательно и целенаправленно" создавали нынешнюю ситуацию, в том числе из-за понимания, что общественным сознанием людей с низким уровнем образования проще управлять.

 

В конце документа ученый совет заявляет о "неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования", которую проводит минобразования, и призывает к широкой общественной дискуссии о деятельности этого ведомства.

 

Эксперты разошлись в оценках заявления. В Высшей школе экономики, чью роль в реформе образования преподаватели МГУ подвергли критике, его оценили невысоко - назвали "интеллектуально беспомощной бумагой", наполненной ностальгией по советским временам.

 

В свою очередь, член-корреспондент Российской академии образования Анатолий Абрамов согласен с тем, что образование в России деградирует быстрыми темпами.

 

Международная организация Pearson во вторник включила Россию в двадцатку стран с лучшими системами образования, но отвела ей последнее место.Ранее группа учителей потребовала Нажать внести поправки в законопроект об образовании, в котором они увидели опасность коммерциализации и "смерти массового образования и науки".

 

 

"Ощущение угрозы"

 

Заявление "О реформе образования, ее итогах и перспективах" было единогласно принято ученым советом филологического факультета 22 ноября.

"В позднее советское время в высшие учебные заведения поступало примерно 20% выпускников школ, это были лучшие. Сегодня в вузы поступает 85% выпускников школ. Можно ли было ожидать, что их показатели не снизятся?"

 

Исак Фрумин,  научный руководитель Института развития образования ВШЭ

В число претензий авторов документа к министерству образования входят сокращение часов литературы в школе, введение ЕГЭ, а также урезание бюджетных мест на гуманитарных специальностях в вузах.

 

"Из сферы общественного сознания постепенно, но последовательно вытесняется представление о культурообразующей роли филологии, которая все чаще третируется как нечто незначительное и необязательное", - констатируют авторы заявления.

 

Так, основной акцент в программе развития российского школьного образования до 2020 года будет сделан на математике, заявил недавно премьер-министр России Дмитрий Медведев. По его словам, это необходимо для создания высокотехнологичной экономики.

 

Гуманитарные дисциплины сохраняют важную роль в школьном образовании, но в вузах в последние два года выделяется значительное дополнительные финансирование на инженерные и естественнонаучные специальности..

 

 

Неэффективные гуманитарии

 

Ученый совет филологического факультета МГУ, считает, что уровень гуманитарного образования в школах резко понизился, а в отношении гуманитарных вузов власти придерживаются политики "прямой дискредитации".

 

Преподаватели МГУ о ЕГЭ

 

"Учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации"

 

Ученый совет филологического факультета МГУ

 

Одним из примеров такой политики ученый совет считает резонансный список неэффективных вузов, подготовленный министерством образования при участии Высшей школы экономики.

 

Многие вузы, которые минобразования сочло неэффективными, действительно носят гуманитарную направленность.

 

Так, в список попали Российский государственный гуманитарный университет, Литературный институт, Московский педагогический государственный университет, главный архитектурный вуз России - МАРХИ и другие. При этом МАРХИ и Литературный институт позже были исключены из списка.

 

В заявлении ученый совет называет критерии оценки эффективности вузов, разработанные ВШЭ, "анекдотически неадекватными".

 

"Если признается, что она (экспертиза) дает неверные результата в одних случаях, то откуда уверенность в том, что в других случаях она адекватна?", - задаются вопросом авторы документа.

 

Представитель ВШЭ Исак Фрумин в разговоре согласился с тем, что результаты рейтинга были "несбалансированными". При этом, по его словам, вузам, которые попали в список неэффективных, все равно есть о чем беспокоиться.

 

В свою очередь в МГУ считают, что статус неэффективного вуза в первую очередь приносит урон репутации.

 

 

Неграмотность - следствие ЕГЭ?

 

Преподаватели МГУ отмечают, что в последние годы университету пришлось ввести курс "Русский язык и культура речи" на негуманитарных факультетах, поскольку студенты испытывают огромные трудности с написанием текстов, а порой просто неграмотны.

 

"В самое ближайшее время будут аннулированы достижения советской образовательной системы, а вместе с тем будут окончательно преданы забвению традиции русской дореволюционной школы. Это национальная катастрофа"

 

По мнению авторов заявления, главная причина этого - Единый госэкзамен (ЕГЭ) по русскому языку, заменивший сочинение.

 

Следствиями введения ЕГЭ руководство филфака также считает сокращение часов литературы в средней школе (в настоящее время их должно быть, как минимум, два) и инициативу объединить русский язык и литературу в один предмет в старших классах, предложенную в новом государственном стандарте.

 

По замыслу законодателей, ЕГЭ должен был решить проблему коррупции и уравнять в возможностях школьников из различных регионов страны. Вместе с тем, многие высказывали опасения, что отказ от сочинения негативно скажется на умении школьников выражать свои мысли.

 

Президент России Владимир Путин в начале ноября пообещал "поговорить" с минобразования о возможности увеличить часы литературы в школе - после того как его об этом попросила вдова писателя Александра Солженицына.

 

Уровень владения родным языком отличается от наблюдавшегося несколько десятилетий назад, поскольку изменился контингент студентов, добавил представитель ВШЭ? преподаватель Исак Фрумин.

 

"В позднее советское время в высшие учебные заведения поступало примерно 20% выпускников школ, это были лучшие, - отметил Фрумин. - Сегодня в вузы поступает 85% выпускников школ. Можно ли было ожидать, что их показатели не снизятся? Конечно же, нет".

 

При этом, как утверждают в МГУ, проблема владения русским языком среди студентов настолько серьезна, что в будущем могут потребоваться курсы ликвидации неграмотности, как в 1920-е годы.

 

 

"Вернуть, как было"

 

"У нас сейчас происходит ускоренная деградация образования, по объективным причинам: все-таки 20 лет потрясений, и по субъективным - из-за безумной политики министерства" - Анатолий Абрамов,  член-корреспондент РАО

 

Руководство филологического факультета потребовало предать гласности данные, которые позволят обществу "оценить эффективность деятельности министерства образования за последние 20 лет и уровень нанесенного им ущерба".

 

"Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции", - говорится в заявлении факультета.

 

В Институте развития образования ВШЭ, по определенным причинам, по иному смотрят на заявление филологов МГУ м называют это "интеллектуально беспомощной бумагой", наполненной ностальгией по советским временам.

В свою очередь, в заявлении преподавателей МГУ ВШЭ назван "подконтрольным и хорошо финансируемым вузом", специально созданным для выдвижения программы реформ, выгодных правительству.

 

Член-корреспондент РАО Анатолий Абрамов согласился с тем, что у министерства образования нет долгосрочной политики, а гуманитарное образование находится в "очень тяжелом состоянии".

 

"У нас сейчас происходит ускоренная деградация образования, по объективным причинам: все-таки 20 лет потрясений, и по субъективным - из-за безумной политики министерства, которое ставит псевдоцели, вместо того чтобы заниматься конкретной работой", - заявил академик.

 


 

 



Отзывы (3)

Вы просматриваете: dop_news_zaavl_mgu.html
FacebookGoogle+TwitterLinkedIn
Руслан
Печально, когда в твоей стране убивают, целенаправленно, образование. Создается впечатление, что в Минобрнауки сидят враги нашей страны, которые работают не на государство, а на мировой капитал!
25-04-15 16:14
Егор
Статья правильная. Только это политика государства, пока мыслящие родители вместе с преподавателями и представителями общественности не начнут активно защищать остатки былой системы, нас ждет дальнейшая деградация системы образования. Очень грустно это наблюдать.
04-05-14 20:12
Виктор
Абсолютно правильная статья. Можно сказать еще даже недостаточно жесткая. То, что творится сейчас в России кроме как полный развал образования назвать нельзя!
09-08-13 15:39
Страница 1 из 1

Написать отзыв

* Обязательные поля
 
Smile Sad Huh
 
6500
8 + 24
 
Введите ответ: