Тотальная переаттестация учителей

"... Качество работы учителей в России необходимо проверить. Так же, как и программу преподавания русского языка в школах. "- Владимир Путин. Поводом для предстоящей тотальной проверки президент назвал очень низкие результаты ЕГЭ по русскому языку в этом году. В условиях усиления контроля за проведением сдачи ЕГЭ проявились и "побочные" эффекты в виде массового снижения количества набранных баллов по некоторым предметам. Особенно это коснулось русского языка. Уровень знаний школьниками русского языка - неприемлимо низок. В первую очередь необходимо обратить внимание на качество преподавания.

Владимир Путин в своем выступлении усомнился, так же, в эффективности школьной программы после ЕГЭ по русскому. Результаты экзамена – повод пересмотреть программы преподавания этого предмета, заявил президент. Результаты ЕГЭ заставили снизить балл аж на целых 12 баллов для того, чтобы школьники вообще смогли получить аттестаты.

 

Такого еще небыло никогда. В стране происходит повальное снижение уровня знаний. В этом году стало особенно заметно, что вся наша система образования "дает трещину". Причем началось это не вчера.

Если сравнивать качество обучения русскому языку в советский период и в настоящее время, то оказывается, что при сравнении письменных работ учащихся 10 классов 30-летней давности и современных 11 классников - разница в количестве ошибок составляет от 3 до 5 раз. Т.е. качество образования снизилось в 3- 5 раз! Это абсолютно запредельная цифра.

 

При таких показателях невозможно не только вырастить образованного, высокоинтеллектуально человека - будущего инженера или ученого, но и даже более или менее грамотного квалифицированного рабочего.

Истоки такого положения вещей складываются из нескольких факторов и первый, самый важный из них - потеря квалифицированных преподавательских кадров.

 

"Старая гвардия", воспитанная и обученная еще в Советском Союзе, постепенно замещается новыми преподавателями, качество знаний которых оставляет желать много большего.

Встречаются учителя русского языка, иногда приехавшие из стран бывших союзных республик, которые не только не способны вести преподавательскую деятельнось, но и даже связно и грамотно говорить. Тем не менее, имея диплом преподавателя русского языка, директора школ вынуждены принимать их на работу, т.к. иначе детей просто некому будет учить. И таких недоученных "учителей" в наших школах очень много. Это наша общая проблема в масштабах всей страны.

 

Особое внимание привлекает качество современной подготовки молодых специалистов в наших педагогических ВУЗах. Здесь есть на что обратить внимание. Очень немногие высшие учебные заведения придерживаются необходимых образовательных стандартов.

 

Результатом этого становится то, что некоторые молодые специалисты не могут правильно вспомнить чье это популярное стихотворение - А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова. И такое происходит повсеместно.

 

Отдельная тема разговора - платное образование. "Специалисты" выпускающиеся после таких платных "курсов" не должны работать с детьми!

 

Может быть имеет смысл подумать о тех специальностях, по которым не должно быть платного образования (в том смысле, в котором мы его сегодня понимаем). Это, например, специальности связанные с работой в людьми - медики, учителя. Со временем, когда у нас построится такое платное образование как на западе, такие ограничения можно снять, а пока, это может быть вынужденной необходимостью.

 

Что может достаточно быстро исправить такое положение вещей?

 

Первый этап - это давно проверенный и работающий метод - переаттестация. Переаттестация должна быть в первую очередь у учителей средних школ. Это поможет выявить тех сотрудников, которые не способны давать детям материал на необходимом уровне, подтолкнет учителей повышать свою профессиональную квалификацию и, как следствие, повысит общий уровень знаний у школьников и студентов.

 

Второй этап - переаттестация всего преподавательского состава ВУЗов, колледжей и других образовательных учреждений.

 

Не предпринимая никаких мер мы не сможем в обозримом будущем исправить ситуацию.