Испанский Болеро - испанский национальный танец, предположительно изобретенный ок. 1780 г. Себастьяном Сересо из Кадиса. В фольклорной версии болеро – танец для солирующей пары, в публичном исполнении могут участвовать несколько пар. Обязателен аккомпанемент кастаньет или гитары, если мелодия танца поется. Этот танец является близким родственником румбы. За его чувственность болеро часто называют танцем любви, а музыка и движения усиливают эти чувства.
Происхождение названия танца болеро также очень спорное, историки так и не смогли прийти к общему мнению. Наиболее распространенной версией является то, что название произошло от испанского слова «volare» (летать), что очень хорошо характеризует стиль танца.
Традиционно болеро исполняет солирующая пара, но этот танец могут исполнять и несколько пар одновременно, как зачастую и происходит на практике. В редких случаях танец исполняется одной балериной. Тем не менее, в любых вариациях болеро танцору или танцорам обязательно аккомпанируют кастаньеты или гитары.
Болеро присущ двудольный, изредка трехдольный метр; танец состоит из пяти частей: пазео, траверсия, диференсия, траверсия и финал, хотя для разных областей Испании характерны различные разновидности этого танца. Трёхдольный размер такта может по-разному дробиться: за равными долями первого такта на сильную долю следующего такта следует пауза с последующими тремя нотами меньшей длительности. В другом ритмическом варианте болеро на короткие ноты дробится первый такт, при этом вместо первой ноты идёт пауза. Темп болеро постепенно изменялся и является наглядным отражением путешествия этого танца через океан.
Первоначально в Испании болеро танцевали в темпе ¾ (где он, как говорят, был версией фламенко и сегидильи или более медленной версией фанданго). Затем болеро появился в Кубе и под влиянием царившей там румбы, его начали танцевать в темпе 2/4. В конце концов, темп танца превратился в 4/4, который используется и поныне. Существует также мексиканский вариант болеро, который, пожалуй, сделал болеро одним из самых подлинно «латинских» изо всех латиноамериканских танцев. Шаги его очень напоминают румбу.
Болеро это танец, который исполняется без видимых усилий, но на самом деле очень связан с физическими нагрузками. В связи с этим, Болеро не танцуют так часто, как другие социальные танцы. Сальса, румба и аргентинское танго стали намного более популярными. Но для тех, кто не боится сложностей и упорен в своем желании, этот танец станет настоящим откровением. Веди чувственности и красоте болеро позавидует любой танец.
Болеро условно можно разделить на пять частей:
Прекрасными образцами болеро в профессиональной музыке могут служить фортепианное Болеро (ор. 19) Ф.Шопена и оркестровое Болеро М.Равеля. У Бетховена есть Bolero a solo, а К.М. фон Вебер включил болеро в свою музыку к пьесе Прециоза. Мотивы болеро могут быть обнаружены в операх Слепые из Толедо Этьена Мегюля, Черное домино, Немая из Портичи Д.Обера, а также в опере Г.Берлиоза Бенвенуто Челлини.
Убыстренным вариантом болеро является сегидилья (возможно, что именно она послужила основой для болеро). Кубинское болеро и аналогичное ему доминиканское болеро характеризуются двудольным ритмом с синкопами и образуют испано-американский вариант танца.
Основные характеристики испанского болеро:
Отдельным направлением танца является Кубинское болеро, которое известно с 1883 года. Именно тогда появилось болеро «Tristezas» Хосе Пепе Санчеса. Под влиянием африканского стиля кубинскому болеро свойственен двойной ритм. С испанским танцем кубинское болеро почти не имеет сходства. По особенностям исполнения оно близко к румбе, отличается особым изяществом и исполняется под медленные, красивые, романтические мелодии. Не зря в XX веке кубинское болеро назвали «Королем сердец», ведь именно этот танец создает массу возможностей для выражения романтических чувств через движения. Болеро способствовало появлению на Кубе песен, называющихся Филинг (Feeling), что значит «чувство».