Последний коммунист Польши

Войцех Ярузельский

Войцех Ярузельскому скончался 25 мая 2014 г. в возрасте 90 лет. По опросам поляков, он входил в десятку самых популярных политиков страны XX века. А ведь когда-то генерал Ярузельский был в Польше единственным полноправным властителем. Именно это «единоначалие» позволило Ярузельскому пойти на компромисс с Советским Союзом и введением военного положения уберечь свою страну от потенциального вторжения советских войск в Польскую Народную Республику. Впрочем, вряд ли тогда генерал предвидел, что, выбирая между плохим и худшим вариантами, он на долгие годы заработает ярлык предателя своего народа.

Последний правитель

Подобно советскому генсеку, генерал Ярузельский к 1981 году совмещал в одном лице сразу несколько постов - премьер-министра, главнокомандующего, министра обороны Польши, а также должность Первого секретаря ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП).

 

С чего все начиналось

Войцех Витольд Ярузельский родился 6 июля 1923 года в польском поселке Курув в довольно состоятельной семье мелкопоместных дворян-помещиков, берущей свое начало еше с XIII века от старинного и знатного рода шляхтичей. Он окончил элитную католическую школу. Был активным бойскаутом: ходил в походы, занимался спортом и начальной военной подготовкой. Ему с детства внушали, что человек с младых ногтей должен знать, кто его враг, чтобы быть готовым к защите любимой страны от агрессора.

Кто этот агрессор - юный Войцех тоже знал с малолетства. Ведь он с детства впитывал антироссийские настроения, которые были очень сильны в его окружении. Да и предки Ярузельского не отличались лояльностью к Российской империи (в состав которой входила Польша) , а затем и к Советской России.

Его дед по отцу был активным участником восстания 1863 года, за что был сослан на восемь лет в Сибирь. А семья в наказание лишилась части своих имений. Отец, Владислав, воевал против Красной армии во время неудачного похода Тухачевского на Варшаву в 1920 году. Другого деда (по матери) большевики тогда чуть не повесили.
Немудрено, что после вторжения Красной армии на территорию Польши в 1939 году семейство Ярузельских переехало в соседнюю Литву. Однако, присоединив в 1940 году к СССР и это прибалтийское государство, советское правительство решило зачистить сопредельные территории от поляков и прочих «сомнительных» народов. Так 16-летний Войцех Витольд отправился вместе со всей своей семьей по стопам деда, оказавшись в Сибири. А именно - в Ойротской автономной области (с 1948 года - Горно-Алтайская АО) Алтайского края.

 

«Мы приговорены друг к другу»

С успехом плодившее своих недругов, сталинское окружение всеми силами пестовало будущих противников советской власти. Но в случае с будущим генералом получилось все в точности до наоборот: узнав поближе сибиряков, проникшись их культурой и характером, потомок русофобов полюбил русских людей. За их теплоту и сердечность, за то, что делились с сосланными поляками последним куском хлеба.

Сам Войцех с матерью и 11-летней младшей сестрой попал в Турочак, работая по 12 часов в день на лесоповале, где в полной мере познал, что такое дистрофия, недоедание и издевательства оперов из НКВД. По другим данным, молодой Ярузельский сначала угодил на принудительные работы в угольные шахты Караганды в Казахстане. Отца же сослали еще дальше - в Красноярский край, где в одном из лагерей он окончательно подорвал свое здоровье. Правда, после договора Сталина с главой польского правительства в Лондоне Сикорским в 1942 году Владиславу Ярузельскому разрешили приехать в Бийск, где ему удалось встретиться с семьей, которая полулегально (им не положено было иметь документы) прибыла в этот город. Встреча эта, как оказалось, стала последней - вскоре отец семейства умер.

Войцех же, несмотря на каторжный труд, находил после работы время на чтение русской классики, хотя условия для этого были явно неподходящими. В результате изнурительных работ в шахте и на лесоповале он на есю жизнь повредил себе спину и зрение. Болезнь глаз, к слову, преследовала Ярузельского до конца жизни: все последующие годы он вынужден был носить затемненные очки.

Как бы то ни было, но семейная трагедия не изменила отношения молодого Войцеха к русским. А общая для того времени ненависть к фашистам подвигла его на вступление в 1943 году добровольцем в ряды формировавшейся тогда на территории СССР 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко, входившей в 1-ю армию Войска польского.