Образование в Москве - от детского сада до Университета. Информация, адреса, обзоры, документы, отзывы
 

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы ...

Образование в средних учебных заведениях. Обзоры лучших государственных и частных школ.

Что такое магистратура?

Что такое магистратура

Что собой представляет собой магистерское образование в России сегодня, в чем отличие данного уровня образования от традиционного пятилетнего и аспирантуры, каковы особенности подготовки магистров в ГУ-ВШЭ ?

- на эти и многие другие вопросы отвечает проректор ГУ-ВШЭ Сергей Юрьевич Рощин.

- Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, немного об истории перехода на двуступенчатую систему высшего образования в России.

 

- В июне 1999 г. стартовал процесс формирования единого образовательного пространства стран Европы, получивший название «Болонский». На специальной встрече в итальянском городе Болонье министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Предполагалось, что эти цели должны быть достигнуты к 2010 г. В настоящее время Болонский процесс объединяет 45 стран: Россия присоединилась к нему в 2003 г.

 

Такое образовательное пространство сегодня необходимо для повышения академической мобильности студентов. Например, можно поступить в бакалавриат российского университета, окончить его в Испании, отучиться в магистратуре во Франции, а ученую степень получить в Великобритании. Это не самая плохая образовательная стратегия, а Болонский процесс делает ее вполне реальной.

 

В Болонской декларации были указаны шесть основных задач, решение которых, как предполагалось, будет способствовать единению Европы в области образования:

 

1. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования.

2. Переход на двуступенчатую систему высшего образования (бакалавриат–магистратура).

3. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.

4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном).

5. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования.

6. Обеспечение автономности вузов.

Сегодня во многих ведущих российских вузах уже работают учебные программы к переходу на бакалавриат и магистратуру в рамках Болонского процесса – «4 + 2».

 

Это сопоставит обучение в российских и зарубежных университетах, позволит студентам более свободно менять направления обучения.

 

Однако при этом необходимо сохранять национальные достижения и традиции.

В октябре 2007 г. был принят федеральный закон, устанавливающий двухуровневую систему высшего образования с присвоением квалификации по примеру образовательных систем в европейских странах. Теперь выпускники вузов смогут на первом этапе получать степень бакалавра, на втором – степень магистра.

 

С 2009 г. значительно увеличено количество бюджетных мест на магистерских программах.

 

- Чем отличается образование, полученное после 4 лет обучения на бакалавра, от дальнейшего обучения на магистра? И зачем нужно получать степень магистра?

- Бакалавриат – это полноценное высшее образование с той лишь разницей, что выпускник бакалавриата как специалист не связан навсегда с узкой специализацией «для конкретного рабочего места». Значит, при устройстве на работу выпускники могут претендовать только на должности линейных специалистов.

 

Обучение же в магистратуре дает реальную возможность получить более глубокое образование по выбранному направлению, а также сменить специализацию, вуз, город или страну где проходит обучение. Это означает возможность получения образования бакалавра по одному направлению, а потом специальную подготовку в магистратуре по уже другому образовательному направлению.

 

Подготовка бакалавров обеспечивает общие знания и навыки, которые потом углубляются по специализации магистерских программ. Причем по закону: выпускники бакалавриата теперь не переводятся в магистратуру, а поступают туда по конкурсу.

 

- Какие принципиальные различия между магистратурой и аспирантурой и позволяет ли степень магистра делать карьеру в бизнесе?

- Это совершенно разные уровни образования. Аспирантура – это подготовка исследователей, научных работников.

Поступить сейчас в аспирантуру можно, только получив степень магистра или диплом специалиста.

Магистратура же предполагает, что во время обучения человек получает профессиональные компетенции в выбранном направлении. Это могут быть или прикладные компетенции, необходимые для карьеры в бизнесе, или академические – для продолжения научной карьеры.

 

- В чем заключается существенное отличие магистратуры от специалитета?

- При 5-летней подготовке возможности сочетания общей фундаментальной подготовки и специальных знаний, востребованных в настоящий момент на рынке труда, гораздо более ограниченны.

Сочетание магистратура– бакалавриат позволяет гибко и оперативно настраивать подготовку на уровне магистратуры под актуальные потребности.

Подготовка 5-летних специалистов гораздо более инерционна и не позволяет так оперативно настраивать образовательные программы в условиях значительных технологических и институциональных изменений, характерных для современной экономики.

 

- Могут ли выпускники, получившие диплом специалиста, поступить в магистратуру?

- Да, конечно, могут. Отличительной особенностью является возможность поступления на бюджетные места не только выпускников бакалавриата, но и студентов, обучавшихся по 5-летней программе и имеющих диплом специалиста. Для специалистов 2009 г. – это последняя возможность поступить на бюджетные места в магистратуру, в дальнейшем на бюджетные места смогут претендовать только бакалавры, а специалисты в соответствии с законодательством будут обучаться исключительно на платной основе.

Так же как бакалавры, специалисты сдают экзамены для поступления в магистратуру.

 

- Есть ли отличия в процессе обучения магистров от обучения бакалавров? Расскажите на примере вашего вуза.

- Процесс обучения на магистерских программах отличается большей гибкостью по сравнению с обучением на бакалавриате. Это означает сокращение числа обязательных дисциплин с параллельным увеличением числа курсов по выбору. Если говорить в процентном соотношении, то в ГУ–ВШЭ 50% дисциплин выбираются студентом самостоятельно, что дает возможность выбирать именно те предметы, которые представляют наибольший интерес для студента.

В обязательных дисциплинах мы большой упор делаем на теоретические дисциплины и фундаментальную подготовку. Для хорошего специалиста, который будет всегда востребованным на рынке труда, важно сочетание фундаментальной подготовки и инструментальных знаний и навыков. Безусловно, конкретный работодатель всегда заинтересован в том, чтобы работник знал и умел выполнять те действия, которые связаны с текущими бизнеспроцессами. Но технологии быстро меняются. Поэтому конкретные навыки и знания, связанные с этими технологиями, быс- тро устаревают, и нужно осваивать новые. А для этого необходима фундаментальная подготовка. В магистерской подготовке мы стараемся обес- печить сочетание фундаментальных знаний и дисциплин практической направленности.

 

- Имеет ли значение для трудоустройства выпускника степень магистра или диплом специалиста? И насколько вообще работодателю важно какой вуз закончил соискатель?

 

– Если еще в 2005 г. две трети российских работодателей не различали вуз, который окончили их работники, то уже к 2008-м г. на бренд вуза и на качество диплома внимательно смотрят уже три четверти руководителей предприятий. В первую очередь будут востребованы профессионализм и качество подготовки. С этой точки зрения совет в первую очередь выбирать не только специальность, но и то учебное заведение, которое может дать вам высокое качество образования.