ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы ...

Образование в Москве - от детского сада до Университета. Информация, адреса, обзоры, документы, отзывы
Образование в средних учебных заведениях. Обзоры лучших государственных и частных школ.
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
Калейдоскоп

Инновации финского среднего образования - Финляндия упраздняет письменность

Финская школа

Первое сентября. Все опять отправились в школы и студенческие аудитории с авторучками, книгами, планшетами. Вот и готов тест для тех, кто давно далек от школьных омутов: «Какой из трех упомянутых предметов уже лишний в некоторых школах, а скоро станет лишним, наверное, везде?»

А вот и подсказка: в этом месяце Финляндия стала первой страной, исключившей уроки письма из школьной программы.


Весь год зарубежные издания писали о грядущих переменах у наших соседей. «Финляндия упраздняет письменность» («Stern»). - «Ты еще пишешь или уже стучишь по клавишам?» («Frankfurter Allgеmeine Zаitung»).

 

Событие и впрямь нерядовое. Финляндия, страна, задающая в наши дни тон в школьной педагогике (регулярные победы в конкурсе PISA свидетельствуют об этом) исключает письменные занятия из учебных программ. А правда, так ли они нужны?

 

Уже сейчас во многих странах дети, едва научившись писать в первом классе, затем все реже пользуются своим умением и в основном работают на компьютере. Что же, теперь покончено с чернилами, карандашами, ученическими прописями и тетрадями?

 

Письменность имеет давнюю традицию. Это - одна из основ нашей культуры. Вот уже пять тысяч лет люди владеют искусством письма - с того времени, как жители Месопотамии и Древнего Египта взялись процарапывать причудливые значки на глиняных табличках и папирусах. Эти символы стремились удержать неуловимое - льющиеся звуки человеческой речи.

 

С тех незапамятных пор люди берут в руки каламы, стилусы, карандаши, авторучки (об эволюции письменных принадлежностей см. «3-С», 9/15) и - «остановись, мгновенье!» - старательно выводят иероглифы или буквы, чтобы, взглянув на них спустя годы, а то и тысячелетия, вспомнить или узнать, что было когда-то сказано или подумано.

 

Изобретенное нашими предками искусство письма изменило будущее всего человечества. Но оно же, как свидетельствуют неврологические исследования, меняет и каждого конкретного человека, который изо дня в день им пользуется - пусть даже ради пустяков.

 

Ведь мозг реагирует на то, что человек берет авторучку и что-то пишет. В 2013 году ученые из Марссльского университета при помощи томографа выявили все тс участки мозга, которые активизируются, когда мы пишем, а не водим рассеянно пальцем по экрану планшета. Напрягаемся и пишем. При написании любой буквы, любого слова мы. сами того не замечая, используем характерные движения кисти и пальцев руки.

 

Сегодня мы всё больше печатаем на компьютере и всё реже пишем от руки. Даже на уроках теперь это так. Вот и в финских школах уроки письма стали необязательным предметом. Что это означает? Что местные школьники уже никогда не возьмут в руки авторучку или карандаш, а будут печатать всё на компьютере?

 

На самом деле, в Финляндии вовсе не собираются запретить на уроках письменные приборы. Здесь лишь позволили учителям не принуждать детей к письму. Если им проще, пусть пользуются ноутбуком или планшетом. Так что. с письмом и Финляндии не покончено.

 

Но тенденция очевидна. В школах Швеции и Норвегии использование компьютеров - даже в первом классе — стало обычным явлением. В США фирма «Apple», no данным на январь 2016 года, продала школам и университетам уже свыше 4,5 миллиона айпадов.

 

Власти Турции готовы идти еше дальше и намерены снабдить планшетами 15 миллионов школьников. Ученикам «Школ Стива Джобса» в Нидерландах (это - около тысячи детей) и вовсе ничего не надо, кроме планшетов. Они не пользуются ни тетрадями, ни книгами, (Имя Джобса здесь не случайно: в повсеместной компьютеризации отчетливо видны интересы крупнейших производителей компьютерной техники).

 

Суть происходящего откровенно проста: чиновники от педагогики в ряде стран под благим предлогом «экономии времени» сокращают (или отменяют) письменные занятия, поскольку «люди всё реже пишут от руки». Но так ли безобидна эта подмена одних занятий другими?

 

Чем, например, отличается нагрузка, приходящаяся на мозг ребенка, который старательно выводит буквы ручкой или карандашом, от той нагрузки, что испытывает мозг ребенка, барабанящсго но клавишам компьютера? Готовы ли вообше современные дети каллиграфически четким почерком что-то писать?

 

Учителя с удивлением и тревогой отмечают, что дети в начальных классах все хуже владеют авторучкой и карандашом - точнее, им все труднее это делать. Уже через полчаса после начала занятий кисть руки начинает болеть. К концу урока их прописи больше походят па тайнописи. Буквы кривятся, кривляются, силятся слиться в пугающую полоску чернильных линий. Написанного уже не разобрать.

 

За этой неловкостью в движениях и неразберихой в тетрадях скрывается следующее. У многих детей нарушена (вернее говоря, не развита) точная координация движений пальцев, кисти руки и запястья. Все это потому, что они сызмальства стали меньше мастерить и. конечно, меньше писать.

 

Психолог из Нюрнберга Штефани Мюллер, обследовав выпускников детского сада, убедилась, что у 70% детей сейчас нет (отсутствуют, не воспитаны, не привиты) необходимых моторных навыков, которые позволили бы им красиво и четко писать. Им удобнее водить пальцами по экрану планшета или смартфона.

 

А ведь еше несколько десятилетий назад все было не так! Пяти-шести-летние малыши были тогда мастерами на все руки: их пальцы не умели ни минуты улежать на месте - все что-нибудь вертели, хватали, отвинчивали, делали, собирали. Их нынешние сверстники, отовсюду окруженные волшебными предметами, - звучащими, показывающими телевизорами, планшетами, компьютерами, -это прирожденные зрители и слушатели. Они внимательно листают картинки на экране, постигая окружающий мир - тот мир. что их отцы и деды неизменно осваивали на ошупь.

 

Сказанное прекрасно вписывается в привычную «школьную политику» последних лет как для Европы, так и для России: если ученики не могут усвоить какой-то учебный материал, то вместо того, чтобы увеличить часы на его изучение и пересмотреть принцип его преподавания, этот материал исключают из школьной программы, поскольку «он-де не пригодится в жизни». Так неуклонно сокращается количество часов по физике, математике, литературе. «Это все не пригодится в жизни!»

 

И вот теперь: «Зачем учить ребенка писать? Пусть всегда пользуется компьютером!» Электронный урок виртуальной жизни. Письменные упражнения постепенно становятся (как уверенно прокричат бы сами дети, если бы им объяснили это слово) «атавизмом», чем-то абсолютно ненужным им.

 

Дома они все реже упражняются в письме. Зачем это? Для семилетних детей — занятие не из легких, особенно если браться за него лишь изредка, с великой неохотой. Технические же средства, в которых они сызмальства разбираются получше, чем их деды и бабки, услужливо избавляют их от непонятной работы. Зачем переписывать огромные куски текста из книжки, когда все можно сфотографировать, ксерокопировать, сканировать?

 

У людей, занятых письмом (а как его величали во время оно: «Чистописание»!), пальцы впрямь "крючатся", принимают неестественную форму, меняют ее. постоянно перемешаются, часами участвуют в сложных моторных движениях - движениях, которые, как скажет любой невролог, благотворно сказываются на работе нашего мозга. Письмо развивает у ребенка моторные навыки, приучает быть внимательным, учит читать.

 

Ведь человеческий мозг имеет ту особенность, что он обучается, прежде всего, коша мы совершаем какие-то движении, действуем. Наш мозг нуждается в непосредственной практике. Живет знаниями, накопленными опытом. Чем больше мы тренируемся и упражняемся, тем совершеннее становится мозг, тем богаче его опыт. Движения, действия помогают постигать мир вокруг нас.

 

Из поколения в поколение наши знания сохраняются, благодаря искусству письма. Однако перо скрипит, бумага молчит, пока ее не прочтет человек. Мы машинально читаем, скользя взглядом но газетному листу, экрану планшета, «бегущей строке» на экране телевизора, и даже не догадываемся, как это трудно, с научной точки зрения: уметь читать.


Наш мозг непрерывно разлагает письменные символы на миллионы крохотных точек и превращает их в звуки, слова, смыслы. Этот поразительный талант, как опять же показывают недавние исследования, тесно связан с нашими навыками письма — с движениями рук, которые давно стали автоматическими.


Тем не менее, в последние годы среди части педагогов, настроенных революционно (это особенно касается Запада), растет убежденность в том, что «детям надо облегчить жизнь», «незачем учить их письму, потому что в дальнейшем им это не пригодится» и, вообще, «надо с первого класса все делать на компьютере - вот тренд развития!»


Однако уверенные надежды «педагогов-новаторов» пока непримиримы с научными фактами. Опрошенные психологи не сумели назвать ни одного (!) исследования, которое показало бы, что дети, приученные пользоваться компьютером, быстрее бы обучались грамоте, чем те. кто занимались по старинке.

 

Зато все больше фактов убеждают в обратном. Отказ от основополагающих школьных упражнений не может не отразиться на особенностях работы детского мозга.


• Так, в 2005 году журнал «Acta Psyehologica» сообщил, что исследователи из Марселя убедились в следующем: старшие дошкольники легче запоминают отдельные буквы, если учатся писать и\ от руки, а не набирают с помощью клавиатуры компьютера. Это особенно бросалось в глаза, когда детям предлагалось отличить внешне похожие буквы, которые являются лишь отражениями друг друга, повернутыми под некоторым углом, например: d и />, b и а.


• В 2006 году журнал «Developmental Neuropsychology» опубликовал результаты работы ученых из университета штата Вашингтон. Они выяснили, что активность головною мозга школьников вторых-пятых классов заметно разнится в зависимости от того, пишут ли они авторучкой или печатают на клавиатуре. Но самое главное, что дети, писавшие от руки, быстрее запоминали слова и лучше обдумывали текст, чем другие дети.


• В 2012 году журнал «Trends in Neuroscience and Education» сообщил, что Карин Джеймс и Лаура Энджелхардт, психологи из университета штата Индиана, попробовали показать изображения букв пятилетним детям, которые еше не умели ни читать, ни писать. Затем им надо было копировать эти символы. Способов было несколько. Их ждали и чистый лист бумаги, на котором надо было вывести буквы, и лист прописей, где те же буквы были уже намечены пунктиром - оставалось лишь связать точки воедино, и, наконец, компьютер с клавиатурой: только шелкпи по клавише, и знакомая буква появится. С помощью томографа ученые следили за тем, что происходит у малышей в голове.


Как выяснилось, у детей, которые сами, своими руками, выводили буквы, развивалась их моторная намять. У них были активны области мозга, которые активизируются и у взрослых людей, когда те пишут или читают.


У остальных малышей проявляли активность только участки мозга, отвечающие за зрение и обработку речи, а вот моторные отделы бездействовали. Ведь нажимать на клавиши - занятие проще простого. Можно сказать, ни о чем думать не надо. Пальцы просто касаются клавиш, делают одни и те же движения, какой бы формы ни были буквы все эти О, У, И.

 

Компьютер предельно упрощает работу мозга. Это же касается и тех случаев, когда дети лишь выводили буквы по готовым прописям. Они ведь не планировали свои действия - лишь исполняли предписанное.


• В 2014 году психологи Пэм Мюллер из Принстонского университета и Дэниел Оппенгеймер из Калифорнийского университета провели еше одно исследование - уже среди студентов. Его участники, разбившись на группы, слушали интересные видеодоклады на малоизвестные им темы.

 

Одни записывали услышанное в тетрадь, другие заносили все в память ноутбука. По прошествии получаса после окончания лекции всем предлагалось ответить на разные вопросы. Требовалось и перечислить услышанные факты (например, «О каких трех основных проблемах, связанных с расшифровкой древнеиндийской письменности, упомянули исследователи?»), и высказаться «концептуально* («Что примечательного в древнеиндийской письменности, если отталкиваться от приведенных примеров?»)

 

С фактами все было в порядке. Все более или менее одинаково перечисляли их. С «концепцией» же, с пониманием услышанного было лучше у тех, кто писал от руки - хотя па компьютере вроде бы печатается быстрее, чем пишется, и владельцы ноугбуков сохранили более полный текст докладов, но вот понимали они его хуже.

 

К удивлению самих ученых, оказалось, что письменные упражнения («ручная работа») отличается от работы на компьютере - до некоторой степени - так же, как разнятся работы художника и фотографа. Никто ведь не будет спорить, что художник, рисующий пейзаж, гораздо лучше запоминает его, нежели человек, походя снимающий ту же «картинку» на цифровой аппарат.

 

Еше до этого томографические исследования показали, что у тех, кто пишет сам, головной мозг работает несколько иначе, чем у тех, кто стучит по клавиатуре. «Возможно, записывая услышанное, люди сразу обдумывают его, выбирают все самое важное и сохраняют в своих записях только это, в отличие от тех. кто пользуется ноутбуком», - отмечают исследователи на страницах журнала «Psychological Science».

 

Если они не научатся быстро обдумывать материал, они просто не будут поспевать за лектором. Их товарищам, которые сидят с ноутбуками, можно и не размышлять над тем, что докладывает лектор, ведь они печатают примерно с той же скоростью, с какой тот говорит, а значит, не отстанут от него, всё сохранят в памяти ноутбука. Вот только вес ли поймут с ходу?

 

Похоже, новые школьные реформаторы, отказывающие детям в праве учиться бегло писать, просто не знают и не понимают, насколько важны письменные упражнения для развития интеллекта ребенка, его способностей.

 

Вписывая что-то от руки, мы буквально впитываем это в себя. Выводя слова на листе, мы словно гравируем новые извилины в ткани мозга. Давно подмечено; если мы составляем список дел. которые надо бы выполнить, то, закончив записывать, принимаемся все их переделывать, даже не сверяясь с листком. Мы и так уже помним!

 

Если же такой перечень кто-то для нас составил, мы снова и снова перечитываем его, чтобы ничего не забыть. То же бывает, когда мы отправляемся в магазин. По записке, которую нам вручили, мы бестолково покупаем, путаясь о этих строках, как в трех соснах.

 

Зато, если список составляли мы сами, мы уверенно идем от полки к полке, автоматически выхватывая один нужный товар за другим. Даже ничего не говорящие нам формулы и то врезаются в память, сели мы внимательно выпишем их. а то и составим из них шпаргалку.

 

Подводя итоги этих и других экспериментов, давших схожие результаты, нельзя не задуматься над тем, как тесно связаны друг с другом письмо и речь. Вот что отмечает, например, немецкая исследовательница Урсула Бредель: «Дети пишут на листе тетради не отдельно стоящие, одинокие буквы, а последовательности букв, которые соответствуют речевым единицам, главным образом, cjioisim и морфемам.

 

Человек, хорошо умеющий писать, обычно располагает слоги и морфемы в определенном ритме, в то время как люди, плохо умеющие писать, чаще всего пишут аритмично». Речевые единицы превращаются в связно написанные элементы текста, и понимание этого позволяет ученикам лучше усваивать и чтение, и письмо, и произношение написанного. Обучение письму - это изначально комплексное упражнение, это — обучение всему сразу.

 

Опыты свидетельствуют, что дети, когда им приходится писать от руки, чаще составляют более сложные и длинные предложения, чем тс, кто пользуется компьютером. Кроме того, школьники хуже пишут сочинения, сели им предлагают набрать его текст на компьютере, а не писать по старинке, от руки. Так. пусть с помарками, зачеркиваниями, все равно получается вдумчивее. Письменные упражнения не только повышают грамотность, улучшают память, но и развивают воображение, пробуждают в ребенке дух творчества.

 

Специалисты подчеркивают, что человек, который пишет какое-то слово от руки, участвует в сложном моторном процессе. Он выписывает букву за буквой, пока из них не составляется слово. В современных же компьютерах и планшетах зачастую слово даже не нужно набирать до конца - машина сама предложит нужный вариант. «Слу-»... и тут же званым гостем в строке поисковика в Яндексе является самый хвалимый (теперь ругаемый) футбольный тренер - Слуцкий.


Слово можно даже не прочитывать до конца, не удерживать в памяти — тем хуже для нес! Педагог» же отмечают, что с грамотностью дело стало швах. Все уже привыкли к тому, что компьютер подчеркивает ошибки, советует варианты, «пишет» за тебя, и вот теперь, оказавшись один па один с листом бумаги, без подсказок извне, мы теряемся, не понимая, как пишется это слово, то...

 

Да, в наши дни мы пишем, главным образом, на компьютере. Да, бумага, карандаш, авторучка превращаются в уходящую натуру. Жаль, что так происходит. Что-то неуловимое теряется, когда мы перестаем писать от руки, механически постукивая по клавишам, словно китайские болванчики. Ведь, как показывают исследования, в этих неторопливых движениях на протяжении многих веков укреплялись умственные силы людей. От них, как по мановению руки, лучше становилась память, развивались творческие способности человека.

 

С отказом от письма мы потеряем многое. Вес это убеждает ученых и опытных педагогов в том, что не надо идти на поводу у учеников. Искусство письма развивает в нас творческое начало, куда заметнее активизирует наш мозг, нежели работа с планшетом или ноутбуком.

 

Могут ли ноутбуки и планшеты полностью вытеснить книги? Почему многие люди по-прежнему предпочитают печатную продукцию, эти старомодные книги и журналы? Правда ли, что компьютеры облегчают сам процесс чтения ? Что думают об этом ученые? А насколько изменится наша манера читать благодаря компьютерным устройствам?