ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы ...

Образование в Москве - от детского сада до Университета. Информация, адреса, обзоры, документы, отзывы
Образование в средних учебных заведениях. Обзоры лучших государственных и частных школ.
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
Калейдоскоп

Домашнее образование. Плюсы и минусы. Виды домашнего образования.

Домашнее изучение школьных предметов

По какой причине родитель, имеющий возможность дать ребёнку качественное образование в проверенной школе, выбирает домашнее обучение? Адекватных причин как будто немного: особенности развития, болезнь, либо серьезные занятия спортом, предполагающие дальнейший переход в профессиональную карьеру. Но альтернативное образование зачастую выбирают не только семьи будущих спортсменов.

Обучение на дому год от года набирает всё большую популярность по всему миру. Отказ от школы: хорошо или плохо? Модель воспитания без четко прописанной программы называется хоумскулинг. Для начала разберёмся, что содержит в себе этот международный термин.

 

Итак, существует несколько видов хоумскулинга.

Семейное обучение

Родители заключают со школой договор, согласно которому ребёнок может посещать любые занятия на выбор. При этом он должен проходить аттестации, сдавать экзамены, практические и лабораторные работы в установленные школой сроки.

 

Экстернат

Ребёнок изучает школьную программу самостоятельно, без участия школы и учителей, в удобном для него темпе и никак не зависит от сроков, установленных для детей, посещающих школу. Таким образом, учащийся может за полгода освоить двухгодичную школьную программу.

 

Надомное обучение

Такая модель обучения возможна при наличии медицинских показаний. Выделяются часы для посещения ребёнка школьными учителями. Преподаватели могут проводить занятия на дому от 8 до 12 часов в неделю – в зависимости от возраста ребёнка.

 

Анскулинг

Образование не определяется школьной программой или учебным планом. Родители выступают «посредниками» в процессе обучения. Они помогают детям познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и реализовывать возможности. Модель основана на природном любопытстве детей.

 

Нонскулинг

Полное отсутствие какой-либо программы обучения. Ребёнка ни к чему специально не готовят, ничего не запрещают, не заставляют подчиняться установленному учебному алгоритму. Все желания и действия ребёнка рассматриваются как естественная потребность в получении знаний.

 

Преимущество домашнего обучения очевидно.

 

Хоумскулинг гарантирует индивидуальный подход к каждому. Ведь у всех разные способности и таланты. Ребёнок может с первого урока понять правило по русскому языку и ему не нужно тратить время на закрепление знаний, прописывая десятки упражнений.

 

И наоборот: если есть пробелы в какой-то дисциплине, вы можете уделить сколько потребуется внимания проблемным моментам, не озираясь на одноклассников. Учебная методика и ритм занятий «подгоняются» специально под вашего ребёнка.

 

Наконец, некоторые родители полагают, что обучаясь по «домашней системе», ребёнок скорее поймёт, какое профессиональное направление выбрать в будущем.

 

Момент спорный: если ребёнок растёт вне конкуренции, как же он поймёт, что выигрывает именно в этом направлении? И ещё: если вы заранее выбрали определенный предмет для углубленного изучения, откуда вам знать, что именно эта дисциплина – призвание вашего ребёнка. Возможно, будь у него выбор, со временем он заинтересовался бы другим направлением и проявил иной талант.


Домашнее обучение может стать полезной альтернативой для старшеклассников.

 

Если вы решили отдать ребёнка в определённый вуз и предпочитаете уделить внимание отдельным предметам и не распыляться на «ненужные» дисциплины. С другой стороны, вы можете выбрать подходящее профильное направление в любой московской школе.

 

Многие родители, выбравшие для своих детей хоумскулинг, уверены, что обучение в стенах школы напрочь отбивает естественное желание получать знания. То есть школьная дисциплина и стремление к хорошим отметкам подменяют природную любознательность.

 

Противники школьного обучения также считают, что учебное заведение унифицирует детей. Более того, социализация в рамках школы абсолютно не похожа на нормальную социализацию, поскольку школьное сообщество разительно отличается от «взрослого» человеческого общества.

 

Между тем психологи утверждают, что школа – это обязательный этап социальной адаптации ребёнка.

 

Да, «школьное сообщество» зачастую бывает непохожим на общество, к которому мы привыкли. Стрессовые ситуации в школе нередко случаются, это ни для кого не секрет. Но именно такие ситуации готовят ребёнка к реалиям взрослой жизни. Выращенному в тепличных условиях  индивиду будет очень и очень непросто адаптироваться в часто суровых условиях нашей жизни.

 

Обучаясь в коллективе, ребёнок учится завоевывать лидерство, выдерживать конкуренцию и давать отпор противникам. Жизнь «в изоляции» навряд ли научит детей находить общий язык с разными социальными группами и темпераментами. Интеллект и навыки коммуникации далеко не одно и то же.

 

Наконец, отказываясь от школы, мы не только лишаем ребёнка общения со сверстниками, но берём на себя огромную ответственность.

 

Репетиторы и дополнительные занятия – это большие деньги. Если денег нет, получается, нет и качественного образования. Зачем рисковать, когда школа сегодня – это компетентные педагоги и выработанная годами система образования. Причём абсолютно бесплатно.

 

Что же касается индивидуального подхода, это один из основных принципов столичных учебных заведений. Московская школа давно отказалась от советской «строгой» модели преподавания и перешла на дружественный диалог учителя с учеником.

 

Если ваш ребёнок хочет уделить внимание конкретной дисциплине, он может выбрать подходящее профильное направление.

 

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик уверен, что школьная среда способна влиять не только на ребёнка, но и на общественную жизнь в целом.

 

По мнению специалиста, дети на подсознательном уровне усваивают в школьный период нормы поведения в обществе, подражают, отождествляют себя с отдельными людьми или группами. Иными словами, учащиеся не только получают базовые научные знания, но вольно или невольно знакомятся с социальными ролями, осваивают моральные устои и ценности. То есть с одного школьника начинается целое общество, нормальное, цивилизованное общество.

 

Как это всегда бывает, однозначного ответа на вопрос «Хорошо или плохо?» не получилось. Во всех вариантах обучения есть свои плюсы и минусы.

 

Одно ясно наверняка: при выборе модели воспитания необходимо учитывать желания и особенности вашего ребёнка. Для начала поинтересуйтесь у вашего ребёнка, хочет ли он учиться отдельно от своих сверстников.