Абсолютный приоритет в области высшего образования - качество. Д. Ливанов

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов

У министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова есть чёткая позиция: сократить количество неэффективных вузов в стране, повысить конкурентоспособность эффективных и развивающихся университетов, сделать Россию «мировой научной державой». Что думает министр о международных университетских рейтингах, что представляет собой проект «Пять-100» и почему нашим университетам надо стремиться попадать в «топы»?

Продолжение. Стр.2

 

В начале мая этого года был объявлен конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим российским университетам в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, и в начале июля названы вузы-победители.

 

Всего было подано 54 заявки на участие в открытом конкурсе от вузов из семи федеральных округов и 25 субъектов Российской Федерации. До финала дошли 15 университетов из восьми регионов страны.


Хотя в конкурсе проекта «Пять-100» мог участвовать практически любой вуз, все победители относятся к числу ведущих университетов, реализующих программы развития с государственной поддержкой, на старте оказались те, кто уже начал движение в заданном направлении.

 

МГУ и СПбГУ не принимали участия в конкурсе, потому что в настоящее время государство и так поддерживает их усилия по повышению международной конкурентоспособности в рамках реализации их программ развития с учетом внесения в них изменений.


Реализация проекта «Пять-100» позволит продвинуться не только в модернизации системы высшего образования, научных исследований и разработок. Это ещё и развитие науки, и взаимодействие с глобальными мировыми структурами, и повышение академической мобильности, привлечение лучших студентов и преподавателей, в том числе и возможность тиражировать значимые эффекты от проекта на всю систему высшего образования в целом.

 

О дорожных картах университетов


Дорожная карта вуза — это конкретный план мероприятий учебного учреждения по улучшению работы в том или ином стратегически важном направлении. Университеты не находятся в одной стартовой позиции, каждый разрабатывает свою программу действий, в которой анализирует слабые и сильные стороны и рисует путь к международному признанию.

 

Перед каждым из участников проекта «Пять-100» была поставлена задача сформировать индивидуальные планы развития своих учебных заведений и конкретные программы действий, обеспечивающие международную конкурентоспособность образовательных программ, высокую интенсивность научных исследований и инновационность технологических разработок, привлекательность для иностранных преподавателей и студентов, усовершенствовать свою систему управления и инфраструктуру вузов.


Разрабатывая дорожные карты, все университеты действовали по-разному, мы не ставили никаких ограничений и не подталкивали их к определенным решениям. Одни пользовались советами крупных консалтинговых компаний, другие обращались к конкретным профессорам. В презентации проектов могли участвовать привлеченные специалисты, кому-то даже помогал Нобелевский лауреат.


Все 15 университетов, участвующие в этом этапе работы, уложились в срок — дорожные карты были представлены на заседании Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров и тщательно проанализированы экспертами.

 

Качественный рост исследовательской активности, реструктуризация образовательных программ, рост кадрового потенциала, реформирование системы управления - неполный список действий, который предстоит осуществить вузам-победителям. Эти действии сопряжены со сложными решениями отказа от неэффективных и нерезультативных видов деятельности, переосмыслени-см миссии и стратегии развития университета.


Много внимания будет уделяться развитию исследовательской деятельности: ведь университет мирового класса - по не просто образовательное учреждение, но и iieitrp. где генерируются новые знания и передовые технологии. В подавляющем большинстве российских вузов мы пока не пришли к этой модели, несмотря на улучшение материальной базы. Проект «Пять-100- поможет изменить ситуацию: сделать так, чтобы наука активнее развивалась в университетах.

 

О том, на что университеты могут расходовать субсидии кз федерального бюджета

 

Двухлетний объем финансирования каждого из 15 участвующих в программе вузов на 2013—2014 годы составляет от 1.1 млрд до 1.5 млрд рублей.

 

Детализированные дорожные карты, которые они представили на заседании, оценивали индивидуально. Каждый коллектив идет своим уникальным путем, обусловленным и его историей, и его традициями, и нынешним положением, и пилением будущего университета.

 

Продолжение на стр.3