ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Информация, адреса, документы, отзывы ...

Образование в Москве - от детского сада до Университета. Информация, адреса, обзоры, документы, отзывы
Образование в средних учебных заведениях. Обзоры лучших государственных и частных школ.
Калейдоскоп

Абсолютный приоритет в области высшего образования - качество. Д. Ливанов

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов

У министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова есть чёткая позиция: сократить количество неэффективных вузов в стране, повысить конкурентоспособность эффективных и развивающихся университетов, сделать Россию «мировой научной державой». Что думает министр о международных университетских рейтингах, что представляет собой проект «Пять-100» и почему нашим университетам надо стремиться попадать в «топы»?

Российское образование всегда считалось высококачественным, а наука — одновременно и фундаментальной, и прогрессивной. Сегодня ситуация иная — технологии не новы, исследования не интенсивны, отечественных учёных зарубежные коллеги цитируют нечасто.

 

Министерство образования и науки РФ всерьёз задумалось о том, как улучшить репутацию российских университетов в глобальном пространстве, как обойти учебные учреждения-конкуренты из других стран в «топах» международных университетских рейтингов, как удивить мировое научное сообщество, оказавшись на передовых позициях, и доказать, что российские умы могут не только говорить об инновациях, но и создавать их.

 

О мировых университетских рейтингах

 

Есть три ведущих международных университетских рейтинга:

 

  • рейтинг «Таймc»
  • рейтинг Шанхайского университета,
  • рейтинг QS.

 

Они разные, но, так или иначе, оценивают работу вузов по ключевым показателям. Критериев, положенных в основу оценки образовательных учреждений, несколько.

 

Во-первых, это качество и уровень образовательных программ, которые измеряются числом иностранных преподавателей и иностранных студентов, учитывается количество студентов на одного преподавателя.

 

Второй аспект — это уровень и интенсивность научных исследований, здесь учитывается число публикаций из расчета на одного преподавателя, уровень цитирования каждого сотрудника, количество нобелевских лауреатов и обладателей других престижных премий.

 

Третий фактор — репутация университета, то, что о нём думают в академических кругах, какого мнения о нём эксперты и работодатели.


В трех этих рейтингах вышеперечисленные критерии учитываются в разной степени, поэтому и результаты получаются разные, но если их сравнить, то можно заметить сильную корреляцию — совпадения в первой двадцатке если и не абсолютные, то частые.

 

Топ-университеты везде одни. Однако главная цель наших университетов — это не попадание в рейтинг, который является лишь отражением достижений и успехов образовательной системы. Основная задача, поставленная перед ведущими российскими вузами и Министерством образования и науки, — выстроить новое качество исследования и преподавания.

 

О том, зачем Россия стремится в мировые рейтинги

 

При обсуждении самой идеи включения отечественных университетов в мировые рейтинги зачастую возникают вопросы: Зачем вообще это нужно России? Что изменится, если наши университеты появятся в «Топ-100» того или иного авторитетного мирового рейтинга?


Мы исходим из того, что ведущий университет мирового уровня — это такой же признак великой страны, как любые другие достижения, связанные, например, с запуском человека в космос. Это показатель ее конкурентоспособности, точка, где производится новое знание и формируется интеллектуальная элита страны.

 

При этом необходимо понимать, что вхождение в топовые позиции мировых авторитетных рейтингов — это не самоцель, а некий индикатор, пусть даже не всегда в полной мере объективный, который позволяет сравнить достижения нашей страны с достижениями других стран.

 

С другой стороны, это сигнал для внешней среды: в этих университетах - ведущие учёные, качественные образовательные программы, нужно стремиться к тому, чтобы здесь работать и учиться. Эти университеты не просто соответствуют мировым стандартам - они эти стандарты задают.

 

Однако не нужно преувеличивать значение рейтингов, не стоит делать ставку на развитие специальных технологий продвижения в них. Рейтинги часто имеют коммерческий характер, а их формальные показатели, хоть и являются важным индикатором, не должны рассматриваться как единственный критерий успешности вуза.

 

Каждый университет должен руководствоваться собственным представлением о том, какой путь для достижения международной конкурентоспособности является оптимальным. Чтобы оценить эффективность деятельности университета, следует проводить регулярные опросы работодателей относительно студентов и выпускников конкретного учебного заведения. И еще одна важная рекомендация — нужна максимально тесная интеграция вузов с институтами РАН.

 

Сейчас идёт изменение системы образования; важно, чтобы ведущие университеты использовали новые возможности для усиления исследовательского потенциала, потому что в этом вопросе мы отстаём от международных конкурентов. Главное, на что мы должны ориентироваться, — это рост престижа России, как мировой научной державы и усиление интеллектуального капитала страны.

 

О проекте «Пять-100»

 

В мае прошлого года Президентом России была поставлена задача: к 2020 году не менее пяти российских вузов должны войти в первую сотню мировых университетских рейтингов. Для повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. № 211 был запушен проект с рабочим названием «Пять-100».

 

Продолжение на стр.2